Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Уважаемые родители! Мы предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата ( языка, щёк, губ, нёба), а также для тренировки подвижности нижней челюсти, подвижности мышц губ и щёк, мышц языка, мягкого нёба, для развития мимико-артикуляторных мышц.
Эта гимнастика создаёт условия для формирования любой группы звуков.
Как выполнять артикуляционную гимнастику?
При выполнении артикуляционной гимнастики ребёнок находится в положении сидя. Сначала нужно показать ребёнку упражнение и объяснить его выполнение. Затем выполнить упражнение вместе с ребёнком перед зеркалом, и только после того, как ребёнок научится выполнять упражнение самостоятельно, зеркало следует убрать.
Помните, что важно не количество выполненных упражнений, а качество их выполнения.
Формирование любого навыка приобретается путём многократных повторений, поэтому упражнения выполняются систематически (не менее 2 раз в день). Начиная с небольшого количества повторений одного упражнения, можно в процессе работы довести их повторение до 15 раз.
Важно помнить, что необходимым условием для эффективного усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой как ребёнка, так и взрослого! Для этого мы предлагаем занимательные стихи и картинки к каждому упражнению, которые не только помогут легче запомнить упражнения, а и создадут весёлое лёгкое настроение.
Желаем Вам успехов в развитии ваших детей!
Комплекс артикуляционных упражнений.
1. «Строим рожицы»
Поднять брови вверх – расслабить мышцы; Нахмурить брови – расслабить мышцы; Глаза спокойно закрыть – открыть; Глаза поочерёдно закрываем и открываем (подмигиваем). |
Удивлялся мишка – зачем на ёлке шишка? И вдруг упала шишка – рассердился мишка. Глазки мишка закрывал, глазки мишка открывал. Хитрый бельчонок на ветке сидит, Шишки бросает, на мишку глядит. |
2. «Совята-ежата»
Глаза прищурить – открыть; Глаза зажмурить – открыть. |
Ночью вышли на прогулку Пучеглазые совята, А за ними, жмуря глазки, Выползают и ежата. |
3. «Галчонок»
Голову держать прямо, губы – без напряжения, зубы не обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем – с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью). |
Открывает рот галчонок: «Червячка бы съесть спросонок!» |
4. «Жвачка»
Губы сжать. Имитировать жевательные движения. |
Целый год одну траву Жуёт корова Зорька, «Лучше б жвачкой угостил Первоклассник Борька!» |
5. «Робот»
Рот приоткрыт, фиксируем положение подбородка около средней части шеи. Ребёнку нужно произносить звуки А У О, не меняя положения рта. |
6. «Лев зевает»
Ребёнку нужно пытаться зевнуть с открытым ртом, а затем – с закрытым. |
Зевает лев, большая пасть, Опасно в эту пасть попасть. |
7. «Хомяк»
Набирать воздух то под одну, то под другую щёку, губу (по очереди). |
Очень толстая щека У обжоры - хомяка. |
8. «Хоботок»
Вытянуть губы вперёд, зубы не видны. |
У слона огромный хобот, С пальмы рвать бананы чтобы. |
9. «Трубочка»
Вытянуть губы вперёд, зубы видны. |
10. «Поцелуй»
Смыкать губы в виде поцелуя (мгновенно). |
Воздушный поцелуй я мамочке дарю, Дорогая мамочка! Я тебя люблю! |
11. «Улыбка», «Улыбка» - «Трубочка»
Растягиваем губы в улыбке, затем выполняем «Трубочку». |
12. «Язычок выглядывает из домика»
Выдвигать язык вперёд – возвращать обратно. |
ЗАГАДКА. Розовый гномик, розовый домик, Открылся домик, выглянул гномик. (рот и язык). |
13. «Язычок на крылечке»
Рот широко открыт, губы улыбаются, широкий язык лежит на нижней губе. |
14. «Футбол»
Губы сомкнуты. Упираться кончиком языка поочерёдно в одну и другую щёки. |
Я у мамы хоккеист, Шайбу бью я метко. Эй, в воротах, берегись, Шайба - не конфетка! |
15. «Лошадка»
«Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен только язык). |
Мама лошадь бьёт копытом, Смотрит в сторону сердито: Жеребёнок непоседа Баловался за обедом. |
16. «Мостик»
Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы. |
Мостик я построю сам С кресла прямо на диван, А пока щенок мой мал Поддержу, чтоб не упал. |
17. «Иголочка»
Рот широко открыт, губы улыбаются, узенький язычок тянется вперёд. |
Тоненька иголочка Может это ёлочка? Может платье мама шьёт? Может ёжик здесь идёт? Нет! Здесь спортивный Язычок Зарядку выполняет! А такое может быть? Конечно же бывает! |
18. «Вкусное варенье»
Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны. |
Паша ел блины с вареньем Блинов нам не досталось. Но зато варенье Всё на губах осталось! |
19. «Язычок на крылечке» - «Иголочка»
Широкий язык постепенно суживаем. |
20. «Дразнилки»
Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ(ПЯ). |