Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Уважаемые родители! Мы предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата ( языка, щёк, губ, нёба), а также для тренировки подвижности нижней челюсти, подвижности мышц губ и щёк, мышц языка, мягкого нёба, для развития мимико-артикуляторных мышц.

Эта гимнастика создаёт условия для формирования любой группы звуков.

Как выполнять артикуляционную гимнастику?

При выполнении артикуляционной гимнастики ребёнок находится в положении сидя. Сначала нужно показать ребёнку упражнение и объяснить его выполнение. Затем выполнить упражнение вместе с ребёнком перед зеркалом, и только после того, как ребёнок научится выполнять упражнение самостоятельно, зеркало следует убрать.

Помните, что важно не количество выполненных упражнений, а качество их выполнения.

Формирование любого навыка приобретается путём многократных повторений, поэтому упражнения выполняются систематически (не менее 2 раз в день). Начиная с небольшого количества повторений одного упражнения, можно в процессе работы довести их повторение до 15 раз.

Важно помнить, что необходимым условием для эффективного усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой как ребёнка, так и взрослого! Для этого мы предлагаем занимательные стихи и картинки к каждому упражнению, которые не только помогут легче запомнить упражнения, а и создадут весёлое лёгкое настроение.

Желаем Вам успехов в развитии ваших детей!

Комплекс артикуляционных упражнений.

1. «Строим рожицы»

Поднять брови вверх – расслабить мышцы;

Нахмурить брови – расслабить мышцы;

Глаза спокойно закрыть – открыть;

Глаза поочерёдно закрываем и открываем (подмигиваем).

a60

a59

Удивлялся мишка – зачем на ёлке шишка?

И вдруг упала шишка – рассердился мишка.

Глазки мишка закрывал, глазки мишка открывал.

Хитрый бельчонок на ветке сидит, Шишки бросает, на мишку глядит.

2. «Совята-ежата»

Глаза прищурить – открыть;

Глаза зажмурить – открыть.

a65

a66

Ночью вышли на прогулку

Пучеглазые совята,

А за ними, жмуря глазки,

Выползают и ежата.

3. «Галчонок»

Голову держать прямо, губы – без напряжения, зубы не обнажать.

Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем – с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).

a67

Открывает рот галчонок:

«Червячка бы съесть спросонок!»

4. «Жвачка»

Губы сжать. Имитировать жевательные движения.

a68

Целый год одну траву

Жуёт корова Зорька,

«Лучше б жвачкой угостил

Первоклассник Борька!»

5. «Робот»

Рот приоткрыт, фиксируем положение подбородка около средней части шеи. Ребёнку нужно произносить звуки А У О, не меняя положения рта.

a69

 

6. «Лев зевает»

Ребёнку нужно пытаться зевнуть с открытым ртом, а затем – с закрытым.

a70

Зевает лев, большая пасть,

Опасно в эту пасть попасть.

7. «Хомяк»

Набирать воздух то под одну, то под другую щёку, губу (по очереди).

a71

Очень толстая щека

У обжоры - хомяка.

8. «Хоботок»

Вытянуть губы вперёд, зубы не видны.

a72

У слона огромный хобот,

С пальмы рвать бананы чтобы.

9. «Трубочка»

Вытянуть губы вперёд, зубы видны.

a73

 

10. «Поцелуй»

Смыкать губы в виде поцелуя (мгновенно).

a74

Воздушный поцелуй я мамочке дарю,

Дорогая мамочка! Я тебя люблю!

11. «Улыбка», «Улыбка» - «Трубочка»

Растягиваем губы в улыбке, затем выполняем «Трубочку».

a75

 

12. «Язычок выглядывает из домика»

Выдвигать язык вперёд – возвращать обратно.

a76

ЗАГАДКА.

Розовый гномик, розовый домик,

Открылся домик, выглянул гномик.

(рот и язык).

13. «Язычок на крылечке»

Рот широко открыт, губы улыбаются, широкий язык лежит на нижней губе.

a77

 

14. «Футбол»

Губы сомкнуты. Упираться кончиком языка поочерёдно в одну и другую щёки.

a78

Я у мамы хоккеист, Шайбу бью я метко.

Эй, в воротах, берегись, Шайба - не конфетка!

15. «Лошадка»

«Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен только язык).

a79

Мама лошадь бьёт копытом,

Смотрит в сторону сердито:

Жеребёнок непоседа

Баловался за обедом.

16. «Мостик»

Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы.

a80

Мостик я построю сам

С кресла прямо на диван,

А пока щенок мой мал

Поддержу, чтоб не упал.

17. «Иголочка»

Рот широко открыт, губы улыбаются, узенький язычок тянется вперёд.

a81

a82

Тоненька иголочка

Может это ёлочка?

Может платье мама шьёт?

Может ёжик здесь идёт?

Нет!

Здесь спортивный Язычок

Зарядку выполняет!

А такое может быть?

Конечно же бывает!

18. «Вкусное варенье»

Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны.

a83

Паша ел блины с вареньем

Блинов нам не досталось.

Но зато варенье

Всё на губах осталось!

19. «Язычок на крылечке» - «Иголочка»

Широкий язык постепенно суживаем.

a77

a81

 

20. «Дразнилки»

Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ(ПЯ).

a84