Учимся говорить выразительно
У детей двух-четырех лет голосообразующий аппарат еще не сформирован, поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок не напрягал голос, оберегать малыша от напряжения, форсирования голоса, длительных голосовых нагрузок, которые возникают, если ребенок разговаривает слишком громко, кричит.
Учите ребенка произносить звуки, слова, фразы с различной громкостью, в различном темпе. Малыш будет стараться передавать заданную интонацию, подражать тому, как говорит взрослый. Объясните малышу, что одинаковые фразы воспринимаются по-разному, если их произносят с различной интонацией:
- Ты будешь со мной играть?
- Ты будешь со мной играть!
- Ты будешь со мной играть…
- Ты будешь со мной играть.
Предложите ребенку произнести фразу «Я иду гулять» по-разному:
- Как говорит черепаха (медленно)
- Как говорит зайчик (быстро)
Дети пяти-шести лет четко улавливают оттенки настроения взрослых. Оттого, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша.
Ребенок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. Дети пяти лет иногда допускают во время речи запинки, повторы, говорят очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, нужно и взрослым не торопить малыша, не ускорять его речь, давать ему спокойно высказать полностью свою мысль.
Сделать речь ребенка более выразительной, эмоционально богатой помогут некоторые упражнения.
Предложите ребенку прочитать стихотворения голосами разных животных:
- Кто сломал в лесу малину?
- Тонко заяц пропищал.
- Кто топтал траву полянки?
- Белка с елки верещала.
- Кто болото взбаламутил?
- Громко квакнула лягушка.
Предложите ребенку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:
Проснулся утром Вадик
И поспешил узнать,
На маму хитро глядя:
- Пойдем с тобой гулять?
Когда они поели,
То Вадик стал играть.
Сказал, закончив дело:
- Пойдем с тобой гулять!
И мама отвечала:
- Ну что ж, не будем ждать.
Уж коли обещала
- Пойдем с тобой гулять!
Успехов Вам!