Задержка речевого развития
Задержка развития речи наблюдается у детей раннего возраста (до 3-х лет) и характеризуется более медленным по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Отставание равномерно в формировании всех компонентов языка (связная речь, словарь, грамматическая сторона речи, звукопроизношение).
Причины задержки речевого развития разнообразны:
наследственный тип позднего развития речи;
проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия;
интеллектуальная недостаточность.
Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребёнка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остаётся невостребованной, так как окружающие понимают ребёнка и без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребёнку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребёнка в избыточно информированной среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребёнок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.
Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребёнка значительно задерживается, а в течение беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребёнку помощь, начать занятия с психологом и логопедом. При этом остаётся немаловажной роль занятий с малышом мамы и папы. Необходимо стимулировать любые проявления активногсти крохи, радоваться каждому произнесённому звуку. Следует использовать различные дидактические игры (составление целого из частей-разрезные картинки, кубики с картинками, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши), продуктивную деятельность (рисование, лепка и др.), общение в быту. Играя, рассказывайте крохе, что вы делаете:
«Возьмём кубики, Саша. Вот кубики. Будем строить дом!»
Оречевляйте весь процесс ухода за ребёнком. Говорите с малышом постоянно:
«Сейчас мы будем мыть ручки. Что мы будем делать? Правильно. Мыть ручки. Саша хочет спать. Сейчас мы пойдём спать» и т.п.
Используйте повторы языкового материала, пусть Ваш ребёнок постоянно слышит знакомые словосочетания. Пойте крохе колыбельные, рассказывайте небольшие потешки-пестушки и самые простые народные сказки, рассматривайте картинки в книжках.
Следует помнить, что общение в деятельности является важнейшим фактором формирования словаря. Следуйте советам специалистов, врачей после проведённых исследований, не отказывайтесь от медикаментозной помощи. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребёнка. Часто в более поздние сроки полностью скорригировать нарушение бывает очень трудно, и в полной мере не всегда удаётся.