Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС? Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?
Общий кругозор
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
- свое имя, фамилию и отчество;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий;
- имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
- свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру;
- страну, в которой живет, и ее столицу;
- основные достопримечательности своего города;
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки;
- великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
- четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
- выделять определенный звук в слове интонацией;
- определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
- произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
- называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
- различать один и много (число);
- знать разницу между гласными и согласными звуками;
- называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- составлять рассказ по картинке;
- последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
- понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
- сказать несколько предложений о заданном предмете;
- составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
- заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения (5-10 стихов);
- отгадывать загадки;
- понимать прочитанный текст;
- анализировать, уметь отвечать на вопросы по тексту;
- называть слова на определенную букву или те, в которых она встречается;
- составлять слова из заданных букв;
- разделять слова на слоги или звуки;
- объяснять значение непонятных слов;
- пополнять словарный запас.
Математика, счет
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь называть числа в пределах 20 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
- уметь называть число в пределах 20, предшествующее названному и следующее за ним;
- понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
- уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
- уметь сравнить количество предметов в двух группах;
- решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
- уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
- ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Окружающий мир
Ребенку необходимо:
- различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать животных родного края;
- называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
- знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
- знать названия овощей, фруктов, ягод;
- иметь представление о различных природных явлениях;
- называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы).
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
- закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
- проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
- писать по образцу печатные буквы;
- аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
- складывать лист бумаги по вертикали, горизонтали и диагонали;
- лепить из пластилина;
- создавать аппликации из бумаги и других материалов, используя клей.
Что еще должен уметь будущий первоклассник?
Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом. Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
- Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
- Действовать по образцу.
- Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
- Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
- Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 10-15 минут.
- Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
- Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
- Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
- Следить за опрятностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (пуговицы, молнии, шнурки). Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
- Уметь пользоваться санитарной комнатой.
- Ориентироваться во времени.
- При необходимости обращаться за медицинской помощью.
Желаем успехов!