Рекомендации учителю в организации учебного процесса в классах мальчиков
Мальчики медленнее включаются в работу на уроке, затем им необходим быстрый темп и высокая плотность, пик активности приходится на середину урока.
Мальчики мало реагируют на интонацию и модуляцию голоса учителя, то есть на
его эмоциональную окраску, им нужна дозированная эмоциональность подачи материала, (выход на эмоции, чувства через логику), для них необходима спокойная деловая обстановка в классе.
Важно, чтобы тематика материала урока соответствовала мужскому архетипу, необходимо использовать гендерноориентированные тексты.
Мальчикам более характерна высокая активность умственной работы, поэтому учитель должен иметь запас дополнительных разноуровневых заданий по изучаемой теме; необходимо тщательнее продумывать хронометраж урока.
На уроке мальчиков лучше что-то не успеть сделать, чем оставшееся время лихорадочно искать, чем их занять.
Мальчикам нужен высокий темп подачи материала, широкий спектр разнообразной информации, большое количество нестандартных логических заданий, минимальное количество повторений пройденного материала (репродуктивного характера), так как при повторении их внимание ослабевает, активность ответов снижается.
Для мальчиков необходима работа на уроке в режиме поисковой активности, обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации, они быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные; хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов.
На уроках использовать информационно-коммуникационные технологии.
Применять нестандартную подачу материала, нестандартные формы урока «Умники и умницы», «Своя игра», «Слабое звено».
Мальчикам на уроке надо дать возможность прогнозировать, предлагать пути решения, делать нестандартные выводы, фантазировать.
Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом – как мы к этому пришли. От общего - к частному.
Наглядность на уроке и материал в действии пробуждает интерес к предмету (не забывайте не только рассказывать, но и показывать).
Мальчикам необходим подход к формированию правил через практические действия; для них значимо выявление закономерностей (осмысление на уровне теории после практической работы с материалом), они все воспринимают аналитически.
Мальчики лучше справляются с работой в одиночку (индивидуально), рекомендуется использование групповых форм работы с элементами соревновательности.
Не требуйте от мальчика чрезмерной аккуратности, тщательности оформления работы (выполняя эти требования, он может потерять суть задания и его значимость). Он никогда не выполнит известное задание скрупулезно и аккуратно.
Мальчикам необходима положительная, конструктивная оценка выполненной работы. Педагогу надо выработать прозрачные и понятные детям критерии оценивания, обосновывать оценку ученика через комментирование.
Для успешности обучения и повышения самооценки, мальчикам необходимо предоставлять возможность участвовать в олимпиадах, конкурсах, проектах, научно-практических конференциях.
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную тревожность и чувствительность мальчиков (они глубоко переживают, хотя внешне это не проявляется).
Никогда не ругайте мальчика (особенно публично) за неспособность что-то понять или правильно сделать. Никогда не используйте обидных слов, общаясь с ним. Не сравнивайте мальчика с другими, хвалите его за успехи и достижения.
Важна оценка их действий. Значимыми для них будут следующие слова: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал! Сказано здорово - просто и ясно! Остроумно! Замечательно! Ты на верном пути. Здорово! Ты в этом разобрался. Мне очень важна твоя помощь. Я тобой горжусь! Тут мне без тебя не обойтись. Научи меня делать так же. С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше. Я знала, что тебе это по силам. Я горжусь тем, что тебе это удалось».
Важно помнить, что адаптация у мальчиков - процесс более длительный и энегрозатратный, поэтому конец недели, четверти, учебного года для них наиболее тяжелый период. А для 1-х и 5-х классов особенно напряженным является конец 1 четверти.