Методические аспекты первичной профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма в молодежной среде
Восприимчивость молодежи к экстремистской и террористической идеологии свидетельствует о необходимости развития и совершенствования системы профилактической работы с этой целевой категорией.
Наиболее крупный пласт профилактической работы связан с предупреждением проникновения экстремистских идей в сознание молодого поколения в рамках первичной профилактики.
Эксперты отмечают, что возраст радикально настроенной молодежи 12 – 19 лет. В силу особенностей возраста (желание самоутвердиться, иметь признание в группе), слабого духовно-нравственного иммунитета, отсутствия четкой и однозначной системы ценностей и недостаточной критичности мышления подростки уязвимыдля манипуляций со стороны различных деструктивных групп и движений.
Усугубляет ситуацию тот факт, что порядка 80% несовершеннолетних находятся вне пристального внимания со стороны взрослых, а также имеют неограниченный доступ в интернет, через который активно транслируются радикальные идеи.
Идеологии можно противопоставить только идеологию. Противостоять распространению экстремистской идеологии можно только формируя и культивируя в общественном сознании и сознании юных граждан другую – конструктивную идеологию, основанную на традиционных ценностях и устойчивых морально-этических нормах.
Лучше всего на эти цели работает позитивная профилактика. Позитивная профилактика – это подход, который позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни и конструктивное поведение – без запугивания и шокирующего эффекта.
Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании психически здорового человека и развитой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
Профилактические мероприятия позитивной направленности минимально освещают информацию, связанную экстремистской и террористической деятельностью. Акцент переносится на получение знаний, умений и навыков нормативного функционирования личности в обществе.
Один из наиболее эффективных инструментов позитивной профилактики в работе с подростками и молодежью - видеопродукция: социальная реклама, короткометражные художественные и документальные фильмы, анимационные фильмы, телевизионные передачи, специальные новостные репортажи и т.д.
Необходимость использования видеоматериалов в профилактической работе с подростками и обусловлена следующими причинами:
− это понятный «язык» для современных подростков с «клиповым» мышлением;
− уровень усвоения материала с использованием визуальных инструментов значительно выше;
− видеоматериалы позволяют затрагивать эмоциональную сферу подростков и молодежи, что способствует достижению воспитательных целей.
Формирование такой «учебной» базы требует внимательного и ответственного подхода.
Мы предлагаем определить критерии оценки и проверять видеоматериалы на соответствие:
− Конституции и законодательству Российской Федерации;
− концепции позитивной профилактики;
− возрастным и психологическим особенностям целевой аудитории;
− особенностям восприятия и переработки информации;
− морально-этическим нормам и традиционным ценностям;
− принципам здорового образа жизни;
− современным техническим стандартам и критериям качества.
Через «систему фильтров» не проходят видеоматериалы, имеющие следующие характеристики:
− низкое качество технических характеристик видеоматериалов (звук, изображение, качество анимации и т.д.);
− наличие психотравмирующих образов и ситуаций (например, свидетельства террористических актов, детализация проявлений жестокости и насилия, и т.д.);
− использование псевдофактов, искаженная интерпретация фактов (например, в видеоролике, претендующем на исследование природы морали, использованы библейские фразы, вырванные из контекста, чтобы убедить зрителя в отсутствии устойчивых моральных норм);
− навязывание стереотипов с негативным подтекстом (например, когда путем персонального обращения к зрителю, автор перечисляет деструктивные мысли, поступки, привычки и тем самым заставляет фокусироваться поддающихся влиянию подростков на безысходности и пустоте собственной жизни, не предлагая при этом здоровой альтернативы).
Использование видеоматериала, отснятого достаточно давно и содержащего неактуальный для молодежи контент, также негативно влияет на достижение профилактических задач. Низкой популярностью у молодежной аудитории пользуются и излишне академичные ролики, в которых нет динамики и игрового компонента.
Одним из признаков, указывающих на сомнительность видеопродукции, является отсутствие ссылок на авторов видеоролика или использование вымышленных имен, а также указание незарегистрированных творческих студий-производителей.
Наиболее удобны в использовании в профилактической работе видеоролики длительностью от 1,5 до 20 минут. В ряде случаев целесообразно делать видеоцитаты или монтировать видеоролики под цели и задачи занятия, используя простые и удобные видео редакторы (например, VideoPad Video Editor или Avidemux).
Рассмотрим некоторые примеры видеопродукции, рекомендуемой к использованию в работе с подростками и молодежью.
В занятиях, направленных на укрепление системы общечеловеческих ценностей, может быть использован короткометражный художественный фильм «Поколение» (режиссер-постановщик и автор сценария Роман Отырба, кинокомпания «Путь к катарсису»).
Для укрепления морально-нравственных ориентиров и патриотизма молодежи рекомендуем видеоклип Дениса Майданова «Флаг моего государства», фрагменты художественных фильмов «Легенда 17» (режиссёр Николай Лебедев, студия «ТриТэ», 2013 год), «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее» (режиссер Артём Аксёненко, 2016 год), «Время первых» (режиссер Дмитрий Киселёв, 2017 год).
В работе по гармонизации межнациональных отношений интересен будет просмотр и обсуждение фильма «Движение вверх» (режиссёр Антон Мегердичев, 2017 год).
Как в целях профилактики зависимости, так и в целях формирования критического мышления у подростков, умения противостоять манипуляциям, может быть использован мультипликационный фильм «Урок трезвости» (общероссийский проект «Трезвая Россия», 2014 год).
Продвижению идей здорового образа жизни и разъяснению вопросов зависимого поведения посвящены видеоматериалы общероссийской общественной организации «Общее дело» (https://общее-дело.рф/).
Для занятий по теме антитеррористической тематики для подростков 14+ и молодежи целесообразно использовать следующие материалы: «Видеопособие по действиям граждан в случае установления уровня террористической опасности» (материалы Национального антитеррористического комитета), социальный ролик по профилактике межнационального, религиозного экстремизма и терроризма (Комитет Тульской области по спорту и молодежной политике).
Тема создания и пополнения видеотеки для позитивной профилактики в работе с подростками и молодёжью требует дальнейшего развития.
С нашей точки зрения для обеспечения качественной работы по профилактике экстремизма и противодействия идеологии терроризма в молодежной среде необходимы:
− мониторинг информационного пространства на предмет наличия так называемых «профилактических троянов»(видео-продукты, содержащие псевдопрофилактический контент);
− проведение экспертной оценки видеопродукции с привлечением психологов, педагогов, представителей правоохранительных органов, специалистов в области нейролингвистического программирования, специалистов по информационной безопасности, историков, политологов и др.;
− развитие возможностей грантовой поддержки для создания качественной видеопродукции профилактической направленности;
− повышения статуса конкурсов социальной рекламы профилактической направленности и вовлечения в них молодежи, обладающей специальными знаниями, умениями и навыками.