Рекомендации родителям будущих первоклассников
Для ступени предшкольного образования выделяют следующие виды УУД, которые должны быть сформированы у ребенка 6-7 летнего возраста в соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям
- личностные действия, т.е. ребенок
· осознаёт свою жизненную позицию, понимает, что он является членом семьи, гражданином, другом, будущим первоклассником;
· понимает, какое значение и какой смысл имеет для него учение;
· ориентируется в нравственных нормах, правилах, оценках;
· проявляет желание идти в школу;
· мотивирован на учение и получения новых знаний;
· сформировано чувство взаимопомощи, честности, правдивости,
· выработана ответственность;
· проявляет самостоятельность.
- регулятивные действия, т.е. ребенок
· управляет познавательной и учебной деятельностью;
· контролирует эмоции и адекватно оценивает свои действия:
- в разных ситуациях;
- в учебной деятельности;
- во внеурочной деятельности.
· полностью принимает задачу взрослого.
- коммуникативные действия, т.е. ребенок
· учитывает собственную позицию и позицию собеседника;
· относится с пониманием и с уважением к иной точке зрения;
· умеет обосновывать и адекватно доказывать вербально собственное мнение;
· сотрудничает с учителем/воспитателем, со сверстниками;
· выполняет совместную деятельность;
· умеет договариваться без конфликтов;
· ребенок задает вопросы, строит понятные для партнера высказывания, правильно выражает свои мысли, оказывать поддержку другим.
- познавательные действия, т.е. ребенок
· проявляет познавательный интерес;
· может самостоятельно или с помощью взрослого заняться поиском интересующей информации;
· применяет мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей;
· формулирует проблему и находит самостоятельно способы решения проблем творческого и поискового характера
Что должен знать ребёнок поступающий в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст и дату рождения.
3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
4. Фамилию, имя, отчество родителей.
5. Профессии мамы и папы, зачем они нужны.
6. Определять время по часам.
7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
8. Называть погодные явления.
9. Определять основные цвета.
10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
19. Знать и уметь писать некоторые печатные буквы русского алфавита.
20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
22. Знать понятия "больше, меньше, поровну".
РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Графический диктант»
Цель: Вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.
Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»
Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».
«Лабиринт»
Предложите ребенку нарисованные на листе бумаги лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.
Правила игры.
1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.
2. Сразу начинай движение карандашом, на пытаясь предварительно просматривать путь следования.
3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их.
4. Нельзя поворачивать назад.
«Палочки и крестики»
Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.
Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут
I + I + I – I + I + I – I
Правила игры.
1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.
2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.
3. Нельзя писать на полях.
4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.
5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.
«Да и нет»
Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.
Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».
Пример вопросов:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь смотреть мультфильмы?
3. Тебе нравится играть?
4. Ты любишь мороженное?
5. Тебя зовут Света? И т. п.
«Копирование образца»
Цель: Развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.
Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.
«Тропинка»
Цель: Развивать произвольное поведение, дисциплинированность, организованность, сплоченность.
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущиё не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка! », все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна! », - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки! », дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.
«Расставить посты»
Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации и успокоению.
Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке) линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.
«Четыре стихии»
Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.
Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.
«Раскрась фигуры»
Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.
"Раскрась"
Цель: Развитие произвольной сферы, произвольного внимания.
Ребенку (детям) дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил.
"Запретный номер"
Цель: развитие самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета, развитие внимания.
Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. В качестве "запретных" выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25.
"Тень"
Цель: развитие наблюдательности, произвольности поведения, внутренней свободы и раскованности.
Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – "зрители". Один ребенок – "путник", другой – его "тень".
"Путник" идет через поле, а за ним на два-три шага сзади идет второй ребенок, его "Тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения "путника".
Желательно стимулировать "путника" к выполнению разных движений: "сорвать цветок", "Присесть", "поскакать на одной ножке" и т. п.
"Замри! "
Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.
Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный - победитель.
"Слушай хлопки"
Цель: развитие произвольного внимания и поведения.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение по кругу продолжается.
«Салочки - догонялочки»
Цель: Воспитание у детей смелости, способности мобилизироваться и избежать опасности.
На полу выделяются две «зоны» - дом для салочки и дом для остальных ребят. Между ними остается свободное пространство. Дети берутся за руки, строятся в шеренгу и дружно шагают от черты со словами: «мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать! » - с последними словами текста, но не раньше, все поворачиваются спиной к салочке и бегут в свой дом, а салочка старается их догнать. Если ей это удается, то пойманный ребенок идет в дом для салочки, а игра продолжается, если нет, то выбирается новый водящий.
Правила игры.
1. Идти к салочке дружно, смело, ровной шеренгой, держась за руки и согласуя
свои движения с движениями других детей.
2. Бежать только после того, как будет сказано последнее слово «догнать».
3. Не ловить тех, кто намеренно замедляет движение к дому.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
1. «Я загадал»
Взрослый загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.
2. «Я беру с собой»
Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т.д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.Ребенок поочередно достает карточки и объясняет, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументируя свое решение.
3. «Рассели по комнатам»
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т.д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»). Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества. А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).
4. Задачи на сравнение
Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:
- Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
- У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т.д.
Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ
С ребенком 6-лет нужно больше разговаривать и задавать вопросы, на которые они знают ответ, либо могут поинтересоваться у взрослого, главное побуждать интерес ребенка к получению новых знаний о себе и об окружающем мире.
Примерные вопросы для ребенка 6-7 лет.
- Как тебя зовут? (называние фамилии вместо имени не считается ошибкой).
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: женщиной или мужчиной?
- Сколько тебе лет?
- Сколько тебе было год назад (в прошлом году?)?
- Сколько тебе будет через год? Через два?
- Когда у тебя день рождения? (число, месяц)
- Как зовут твою воспитательницу?
- Она старше или младше тебя?
- Сколько детей у вас в группе?
- Есть ли у тебя друг? Как его зовут?
- Какое сейчас время года?
- Какие еще времена года ты знаешь? Какие месяцы ты знаешь?
- Какие дни недели ты знаешь?
- Сейчас утро, день или вечер?
- Когда мы завтракаем: утром или днем? Когда обедаем: вечером или днем?
- Что бывает раньше: обед или ужин? Что позже: завтрак или обед?
- Для чего человеку нужны глаза, уши, рот? Какие еще части тела ты знаешь?
- Чем отличается день от ночи?
- Кто больше: корова или коза?
- Кто меньше: птица или пчела?
- Кто длиннее: червячок или змея?
- У кого меньше лап: у собаки или у петуха?
- Как называется наша страна? Какой главный город? Скажи свой адрес.
- Что делают почтальон, строитель, учитель?
- Какого человека называют хорошим? Плохим?
- Чем ты любишь заниматься?
- У тебя есть любимая игрушка? Любимый мультфильм? О чем он?
- Покажи рукой, где верх, а где низ? Покажи рукой, что находится впереди, а что сзади? Покажи, что находится слева, а что справа? А что находится у меня (взрослого) слева? Справа? Правой рукой покажи левую коленку. Левой рукой покажи правое ухо. Правой рукой покажи левое плечо. Левой рукой покажи правую ладонь.
РЕКОМЕНДАЦИИ И ИГРЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу. Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка.
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.
Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.
Игра «Продолжи предложения»
• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .
Игра «Найди связь»
Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.
Игра «Невероятные фантазии»
• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?
Игра «Понимание назначения»
• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ.
Игра «Эмоции»
Развиваем внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации
Описание: все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены на карточках. Ребенок внимательно слушает текст, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это эмоциональное состояние.
В игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.
Как вариант, ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей подготовки.
Материалы и наглядные пособия для игры
6 карточек, на которых схематично изображены различные состояния человека: радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.
Игра «Найди ошибку»
Описание: объясните ребенку, что сейчас он должен прочитать сказку (или рассказ), стараясь как можно лучше ее запомнить. На первых порах читать можно вместе и вслух. Если ваш малыш совершает ошибки при чтении, сразу исправляйте его и пытайтесь совместно проанализировать и найти их причину. Когда он освоит первый рассказ (на это уйдет от 5 до 10 минут), вы должны убрать и предложить ему второе произведение. Предварительно нужно предупредить, что второй рассказ будет очень похож на первый, но в нем будут некоторые изменения, которые вы вместе должны обнаружить. В первых играх изменения могут быть самыми незначительными: например, можно заменить или убрать одно слово. В дальнейшем их количество может увеличиваться. Если ребенок не справляется и не может сам найти ошибку, ему нужно помочь: вспомнить предыдущий текст, обратить внимание на то место, где должна быть ошибка.
С каждым новым проведением игры ребенок должен проявлять все больше самостоятельности, а ваша помощь должна становиться минимальной.
Материалы и наглядные пособия для игры
Небольшая сказка или рассказ. Можно использовать отрывок из хорошо известного произведения.
Игра «Заблудившиеся буквы»
Развиваем внимание, умение сосредоточиться, расширяем словарный запас
Описание: в этой игре ваш ребенок должен составить слова из букв, которые вы должны расположить в хаотичном порядке. В этой игре очень удобно использовать карточки с буквами. Если у вас нет готовых, вы легко их сможете изготовить сами и даже привлечь к этому ребенка.
Если ваш ребенок еще совсем мал, то вам нужно составлять слова небольших размеров и буквы располагать в линию. Если же он уже хорошо читает, то можно подбирать слова из 7—8 букв и располагать буквы по кругу. Слово можно выкладывать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы или карточки с буквами.
Игра «Колечко по кругу»
Развиваем внимание, наблюдательность, координацию движений
Описание: это групповая игра, и количество участников в ней может достигать 20 человек. Сначала выбирается водящий, которого затем заменит следующий участник. Все остальные встают в круг и держатся за веревку (ее концы надо аккуратно связать), на которую надевается кольцо так, чтобы оно могло свободно передвигаться. На несколько секунд водящий закрывает глаза. В это время кто-то из участников должен зажать кольцо в своей руке. Когда водящий откроет глаза, он должен догадаться, у кого в руке находится кольцо. Когда он сделает выбор, он должен подойти к участнику и попросить его разжать кулак. Если кольцо окажется у этого игрока, он выбывает из круга и становится водящим. Предыдущий водящий встает на его место. Если же он не нашел кольца, то поиски продолжаются.
В это время кольцо не должно прекращать свое движение, оно должно постоянно передвигаться от одного участника к другому.
Материалы и наглядные пособия для игры
Кольцо (или любой небольшой предмет в форме кольца), веревка.
Игра «Живописцы»
Развиваем внимание, восприятие формы предмета, аналитические способности, координацию
Описание: в этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой — его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером закрывают глаза. В это время участники под первым номером должны пальцами начертить на их спине какой-нибудь рисунок.
Если в игре принимают участие маленькие дети, то рисовать можно цифры, буквы, геометрические фигуры, предметы с четкой формой. Более старшие дети могут писать на спине целые слова, рисовать предметы и фигуры сложной формы.
После того как рисунок закончен, участники под номером два по очереди должны изобразить ту фигуру, которую нарисовали на их спинах. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а участники под номером один не должны подсказывать.
Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.
Материалы и наглядные пособия для игры
Негромкая музыка.
Игра «Вчера я съел тарелку супа»
Развиваем внимание, сосредоточенность, память, творческое воображение, увеличиваем словарный запас
Описание: эта игра идеально подходит как для праздников с большим количеством участников, так и для индивидуальных занятий с малышом.
Первый участник произносит начальную фразу. Если вы играете с малышом вдвоем, предложите придумать ее вашему ребенку. Она может быть логически построенной (например: «Вчера я съел тарелку супа») либо представлять собой набор слов. Последний вариант возможен лишь для детей постарше после освоения логически построенных фраз. С маленькими детьми следует начинать не с фразы, а с одного слова, постепенно прибавляя к нему по одному слову, чтобы в конечном счете начинать игру с фразы. Следующий участник должен повторить эту фразу или слово и прибавить к нему свое новое. Третий участник должен повторить фразу уже с прибавленным к нему новым словом, добавив к нему свое, и т. д.
Победителем считается тот участник, который последним правильно произнесет самую длинную фразу.
Материалы и наглядные пособия для игры
Негромкая музыка.
Игра «Имя и фамилия»
Развиваем внимание, мышление, речь, расширяем словарный запас
Описание: суть этой игры заключается в том, что слова в ответах на все вопросы ведущего должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Например, на j вопрос «Где ты была прошлым летом?» Максимова Елена может ответить: «Ездила в Москву», а Куприна Катя — «Каталась на коньках».
Материалы и наглядные пособия для игры
Негромкая музыка.
Вопросы могут быть самыми разнообразными. Если кому-то с трудом даются ответы на буквы его фамилии, можно придумать новые имя и фамилию.
Игра «Потерянные буквы»
Развиваем внимание, мышление, речь, аналитические способности, улучшаем знание алфавита
Описание: в ходе игры перечисляются буквы алфавита в прямом и обратном порядке.
До того как вы начнете играть, необходимо сделать 2 подготовительных упражнения. Сначала нужно попросить ребенка проговорить весь алфавит от буквы «А» до «Я». Если у вашего малыша возникают затруднения, можно держать перед глазами написанный или напечатанный алфавит.
В следующем упражнении нужно проговорить все буквы от «Я» до «А».
Сама игра имеет 2 варианта. Первый заключается в произнесении алфавита в прямом и обратном порядке, но с пропущенными буквами (гласными или согласными).
Второй вариант рассчитан на слуховое вое- приятие. Вы зачитываете алфавит (как в прямом, так и в обратном порядке), а ваш ребенок должен сказать, пропустили вы буквы или нет, а если пропустили, то какие. Этот вариант сложен даже для неподготовленных взрослых, поэтому ребенку он предлагается в том случае, если он успешно прошел все предыдущие варианты.
Материалы и наглядные пособия для игры
Негромкая музыка.
Игра «Ноги»
Развиваем внимание, образное мышление, восприятие формы, качеств предмета
Описание: в этой игре могут принять участие как двое участников, так и большее их количество. Сначала необходимо выбрать того, кто начинает игру. Этот участник должен вспомнить и назвать существующие как в реальном, так и фантастическом мире живое существо или предмет, у которого есть ноги (или их можно представить). Затем следующий игрок должен назвать существо или предмет, у которого имеется столько же ног, сколько у предыдущего. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать ни одного предмета.
Примерные варианты:
♦ 2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д.
♦ 3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах.
♦ 4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются), человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.
Материалы и наглядные пособия для игры
Тихая, спокойная музыка.
Игра «Шифровальщик (первый вариант)»
Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться
Описание: перед началом вам необходимо придумать слова, с которыми вы будете работать. Для детей младшего возраста они должны быть небольшими: из 3—4 букв. Для ребят постарше можно использовать слова из 5—6 букв. Затем вам нужно в этих словах переставить местами некоторые буквы. Для малышей (и в первых играх для детей постарше) это должны быть незначительные изменения.
Усадите ребенка за стол и расскажите, что вы будете расшифровывать запутанные слова. Затем выложите из карточек с буквами задуманное слово с какой-нибудь ошибкой, например, слово «слон» можно выложить как «снол». Ребенок, переставляя карточки, должен догадаться, что за слово вы задумали, найти ошибку и исправить ее.
Если ваш малыш затрудняется в своих поисках, вы можете ему помогать, задавая наводящие вопросы и делая некоторые подсказки. Например, в нашем случае вы можете сообщить, что это животное, и попросить перечислить тех животных, которых ребенок знает. Затем можно уточнить, что это животное большого размера.
Если ребенок быстро и самостоятельно выполнил задание, его можно чем-то поощрить.
Материалы и наглядные пособия для игры
Карточки с буквами алфавита, придуманные заранее слова-перевертыши.
Игра «Шифровальщик (второй вариант)»
Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться
Описание: отличие этой игры от предыдущей заключается в том, что вы не выкладываете слова из карточек, а выписываете их. И ребенок на листочке методом перестановок должен написать задуманное слово. В этом варианте слова должны быть достаточно длинными и включать большее количество ошибок.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника. Придуманные заранее слова перевертыши.
Ответ:
Игра «Что сказал нам рак?»
Развиваем внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические способности
Описание: перед началом игры расскажите вашему ребенку, почему эта игра так называется, о том, что раки передвигаются не так, как люди, а наоборот, задними конечностями вперед. В нашей игре слова тоже написаны наоборот, поэтому читать их нужно не с первой буквы, а с последней.
Затем вы предлагаете сначала фразы, а позже предложения, написанные наоборот. Ваш ребенок должен записать их правильно.
Если ваш малыш еще не умеет писать, эту игру можно проводить и устно. Для этого вам понадобятся несколько комплектов карточек с буквами алфавита. В этом случае вы выкладываете из карточек слово или предложение наоборот, а ваш малыш должен переложить их в правильном порядке и прочитать с вашей помощью.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистый лист бумаги и карандаш.
Игра «Машина времени»
Развиваем внимание, воображение, логическое и творческое мышление
Описание: усадите вашего ребенка поудобнее и расскажите ему, что сейчас он должен представить, что находится в машине, которая может перенести его в будущее. Попав в эту машину, он может узнать, что происходит с людьми, предметами в будущем, во что они могут превратиться. Затем вы должны показать ему одну из карточек, например с изображением дерева. Тогда ответ вашего ребенка должен содержать следующее: дерево может превратиться в бумагу, а затем в тетрадки, книжки и т. д. Еще из дерева могут сделать красивую мебель или посуду. Если ваш малыш затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами.
Материалы и наглядные пособия для игры
Карточки с изображением различных предметов, животных.
Игра «Холодный – горячий»
Развиваем внимание, быструю реакцию, мышление, расширяем словарный запас
Описание: в этой игре принимают участие несколько человек. Ее суть заключается в том, чтобы ребята как можно быстрее нашли антоним к заданному слову. Например, горячий — холодный и т. д. Первые игры можно проводить с совместным обсуждением и вашими подсказками. В дальнейшем количество подсказок должно уменьшаться, и игра должна становится менее коллективной. Когда ребята уже вполне освоятся с заданием, в игру можно включать мячик. Ведущий должен кидать его каждому участнику, называя при этом какое-то слово. Игрок должен его отбить и назвать антоним заданного слова.
Тот участник, который совершил меньше всего ошибок, считается победителем и получает какое-нибудь поощрение.
Материалы и наглядные пособия для игры
Мяч, приз.
ЛЕНЬ | ПОСЛЕДНИЙ |
ПЕРВЫЙ | БОДРСТВОВАТЬ |
МОЛОДОСТЬ | ТРУДОЛЮБИЕ |
АККУРАТНЫЙ | СТАРОСТЬ |
МЛАДЕНЕЦ | КОНЕЦ |
СПАТЬ | НЕРЯШЛИВЫЙ |
НАЧАЛО | СТАРИК |
Игра «Юные художники»
Развиваем внимание, наблюдательность, аналитические способности, образное мышление
Описание: всем участникам раздаются карандаши и чистые листы бумаги, объясняются правила игры, которые заключаются в следующем: каждый участник игры на своем листке начинает рисовать портрет одного из присутствующих либо того, кого все хорошо знают. Незаконченный портрет передается соседу по кругу до тех пор, пока рисунок не вернется к его первоначальному владельцу. Затем каждый по очереди рассказывает о том, что он хотел нарисовать, и пытается расшифровать тот рисунок, который дошел до него.
В этой игре нет победителей и проигравших, так как она поднимает настроение и укрепляет командный дух.
Материалы и наглядные пособия для игры
Чистые листы бумаги и карандаши для каждого участника игры.
Помогайте своему ребенку, и он скажет вам СПАСИБО! Не ругайте его за неудачи, обязательно находите положительные стороны, вы его крепость и опора! Удачной подготовки детей к 1 классу.