Интегративный курс «Логоритмика»
Логоритмика — это синтез музыки, движения и слова(интеграция трёх образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»).
Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение образовательных, коррекционно-развивающих и оздоровительных задач.
Задачи логоритмики:
- развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания;
- улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи; -предупреждение речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами музыки, движения и слова;
- сохранение и укрепление психофизического здоровья воспитанников.
Основой программы является непосредственно образовательная деятельность по логоритмике, которая проходит 2 раза в неделю, а также использование элементов логоритмики в совместной деятельности воспитателей с детьми в течение дня.
Интегрированный курс «Логоритмика» с первой младшей группы даёт возможность раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений речи.
Основные направления деятельности:
1. Развитие сенсорных и моторных функций.
2. Формирование основы артикуляционных движений.
3. Развитие мимической мускулатуры.
4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).
5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).
Занятия отличаются вариативностью. Включают чистоговорки, упражнения артикуляционной гимнастики, песенный репертуар, музыкально-речевые игры, стихотворения и потешки.
В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильной речи.
Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем (хлопни, как я), игры на детских музыкальных инструментах под мело - и ритмодекламацию (песни и речёвки).
Одна из особенностей программы— использование малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибауток).
Особенности организации:
Сюжетно-тематическая организация и разнообразие в преподнесении материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в речевом развитии и в развитии ребёнка в целом.
Логоритмическая работа в течение дня.
1. Утренняя гимнастика с речёвками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к образовательной деятельности.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы.
5. Динамические паузы.
6. Физкультурные театрализации с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
При подготовке образовательной деятельности по логоритмике используются методики М.Ю. Картушиной, Г.И. Анисимовой и авторские приёмы, упражнения педагогов учреждения.