"Гуманная педагогика" Ш.А. Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог, психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской Академии

Рассматривали ли Вы ребёнка, как новое явление в жизни. Ребёнок – возрождённое новое бытиё, дети – народ, действующий в истине. «Если хочешь, чтобы ребёнок был твоим, воспитывай его для других».

Ребёнок приходит в этот мир как природное явление. У него есть миссия, он является энергией духа. Задумайтесь и ответьте на вопрос для себя:

Какой Вы есть родитель? - авторитарный, властный, требовательный, строгий, справедливый, гуманный, демократичный, добрый, радостный, грубый, хмурый, с юмором, без юмора...

К какому типу родителей Вы захотели бы себя отнести:

Существует 3 типа родителей:

Те, которые объясняют,

Те, которые жалуются,

Те, которые вдохновляют.

Как Вы относитесь к педагогической классике? (философы, психологи, методики).

Приходилось ли Вам к ней обращаться?

Ушинский, Толстой – народная педагогика

Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Макаренко «Педагогическая поэма»

Амонашвили «Школа жизни»

К сожалению, и в наше время без мудрости классиков нет движения вперёд.

Перед кем Вы чувствуете ответственность за свой родительский труд?

Уважаемые родители!

Ваша миссия состоится только через Вас, без Вас ребёнок не состоится.

Родитель должен жить для ребёнка, а ребёнок для него.

Вы – мессия перед будущими поколениями, перед детьми.

Если поверить, что сегодняшние дети другие, не те, которые были в 30 годы, 40-е, 60-е, 80-е. Сегодняшние дети – дети света, то и взрослые должны быть другими, по другому применять к ним приёмы, методы.

В чём Вы находите различие между понятием обучение и воспитание? Воспитание – это питание образами. Обучение - опора на знания.

Как Вы используете понятие «свободы» в воспитательном процессе?

Свобода - туманное понятие в государстве.

Пример, Ребёнок хочет играть во дворе…. Ребёнок сам осознанно принимает несвободу, выполняя 4-е правила игры, тем самым становится свободным. В ребёнке присутствует дух свободы, и этот дух свободы должен реализоваться. Свобода нужна ребёнку, её надо давать, иначе он сам её захватит. И начнётся беспредел, анархия поведения. Ребёнок рождается с 3мя страстями, стремлениями – к развитию, взрослению и свободе.

Страсть к взрослению утоляется только в общении во взрослыми, со старшими детьми, со сверстниками она не утоляется. Ребёнок ищет умного, чуткого взрослого. Он спасён, если его найдёт, если наёдет то убежище, которым взрослый для него должен оказаться в трудную минуту.

Например, он доверил тебе тайну, секрет. И если ты скажешь предостережение, он тебя услышит, он тебе доверяет. А если ты не стал убежищем, не поверит ни за что. И сколько ты ему не раздавай советов, он будет к ним глух. А если не найдёт или найдёт такое убежище во дворе или на стороне – то надо пожалеть того ребёнка и его родителей.

Пример со штабом...

Взрослый должен помочь повзрослеть ребёнку, утолив это его стремление к взрослению.

Следующая страсть ребёнка – развитие. Ребёнок уже рождается с желанием развиваться. Надо только создать условия и направить в нужное русло. Земная природа дарит ребёнку свои дары, ребёнок рождается с большими возможностями.

Семена возможностей (функций) в ребёнке посеяны изначально, семена его будущей личности.

У ребёнка огромное количество возможностей.

Биологи и физики исследовали возможности человека: от природы в человеке заложено 64 генокода, а открывается в процессе жизни всего лишь 20. Если 24 – это уже Эйнштейн, Чайковский… гений.

Представьте на рисунке, что это конкретный ребёнок Саша, Алёна или ваш ребёнок. Точками обозначены его многочисленные возможности-функции (семена), с которыми он рождается.

Это функция речи, памяти, мышление (а не мысли), наблюдательность, умение ходить на 2-х ногах, воображение. Даже заложена такая функция, как вера (как защитная система – вера в себя, в мать… он смотрит на тебя и тебе всего себя доверяет). В дальнейшем может быть вера в людей, в религию, в мужа)

Природа посеяла семена в каждом младенце, они присутствуют изначально в человеке. Когда-то они должны проснуться и дать всходы. Это когда функция развивается и переходит в способность.

Например, функция ходить на 2 ногах гаснет и появляется способность – человек уверенно ходит на 2 ногах. Функция речи гаснет - ребёнок начинает разговаривать. Оказывается, у ребёнка развитие идёт до определённого возраста, а потом рост завершается. То же самое происходит со всеми функциями, заложенными в человеке от природы. Они развиваются до определённого возраста, а потом переходят в способность или нет. Имея все эти функции, ребёнок в состоянии стать человеком, но может им и не стать.

Существует космический закон:

Ребёнок изначально привязан к взрослому. Не было бы привязанности - не было бы развития. Развитие может быть только в социализированном обществе. Если ребёнка удалить из общества, то он превращается в животное. История знает такие примеры. Чёрная девочка из племени Гуа пропала и в 2 года её нашли. Она попала в интеллигентную семью. Как Вы думаете, что с ней стало? Она училась и стала профессором Сорбонны. Белые 12-14 летние девочки попали в общество из стаи волков. Их стали развивать, воспитывать. Что они достигли? – прямохождение, бытовые слова (на потребности бытовые). Потом быстро умерли. Эти примеры подтверждают, что развитие имеет свой календарный предел.

Итак , сущность ребёнка состоит из природы ребёнка и его духовной сути.

Какие же существуют законы развития ребёнка?

Знать законы развития ребёнка и не пользоваться ими – это великий грех.

Развитие происходит согласно календарному возрасту. Оказывается, речь развивается с 4 месяцев до 7 лет. Речь проявляется до рождения.

В 4 месяца как энергетическими щупальцами ищет среду и впитывать ту речь, которую слышит, то отношение к себе, которое идёт от матери, отца, их взаимоотношений. И когда мы, пройдя годы, заботясь, воспитывая, говорим – почему же ребёнок не такой, каким мы его хотели видеть.

С 9 лет функция речи гаснет. Ребёнок уже не может так легко освоить язык. Автоматы родной речи формируются в дошкольном возрасте. Потом уже идёт освоение речи с волевыми усилиями, и сложно и трудно (иногда с репетитором). Благодатный период закончился.

Мышление развивается с 6 мес. до 14-15 лет.

Эмоциональная сфера от 1 дня рождения до 23 лет.

В дошкольном возрасте ребёнок должен набраться впечатлений, достойных впечатлений (идёт развитие данной функции).

Должно быть высокое качество впечатлений: красивая среда, красивая речь.

Амонашвили сказал: Хотите узнать, каким мужчиной будет в будущем Ваш сын, посмотрите на него в 5 лет. Все качества мужчины в нём уже заложены.

Бауэр (учёный) говорит: улыбка появляется у младенца на 6-7 день после рождения (спокоен, накормлен, помыт..). Это необъяснимо, но существует.

Родительская функция, оказывается, заложена (папа или мама) от природы – воспроизводить самих себя. Проснётся поздно. Но до 23 лет все функции должны проснуться. Желание иметь ребёнка у беременных способствует развитию ребёнка. Это благодатный период его дальнейшей жизни. Отрицательные эмоции, которые переживает ребёнок в утробе матери, речь, которую он слышит вокруг себя, не останутся бесследно. И годы спустя в подростковом переходном возрасте проявятся в той или иной мере. Ребёнок становится вдруг непослушным, грубым. Откуда? Родители винят в этом кризис переходного возраста, недоумевая – мы же его воспитываем, любим, заботимся, не предполагая, что пагубное воспитание было заложено до рождения ребёнка. В женщине заложена Вселенская педагогика, материнское чутьё. Таким образом, если не состоится в данном календарном сроке становление данной функции, то она теряется. Например, «Я – сам». У ребёнка в детстве была такая возможность стать самостоятельным, но не дали. Она не состоялась, не было условий для её развития: дать сделать самому, самостоятельно… У человека так и остаются возможности-функции, не развитые в детстве, но исправить что-либо, вернуться в детство, увы, нет возможности. Каждая функция от природы имеет свой календарь.

Шалва Александрович Амонашвили утверждает, что развитие происходит в условиях трудностей.

Это второй закон развития. Развитие идёт только и только через преодоление трудностей. Родителю надо продумывать, какие трудности и какого качества надо создавать для развития конкретного ребёнка. Подсказка и намёк – это плохая помощь. Есть трудности – будет развитие. Ребёнок сам ищет трудности. А какие трудности – умные, глупые, целенаправленные? Взрослый создаёт ребёнку условия для нужных трудностей. «Мы приобретаем ту силу, которую преодолеваем». Дети – исследователи, это удовлетворение их страсти к познанию . Функция познания – искать трудности. Ребёнок ломает, разбирает, исследует, лезет под кровать, прыгает с дивана…. Но вот ребёнок взрослеет, и уже не будет делать этого. Что такое шалость? Это – всплеск энергии, она тесно связана с развитием. Энергия ребёнка способствует развитию функций. «Понукательная» педагогика (Добролюбов) в семье (не делай этого, не лазай, не трогай....) мешает развитию. Совместная шалость со взрослым способствует развитию. Шалуны (не надо путать с педагогической запущенностью), преодолевающие трудности самостоятельно или со взрослым, более успешны в дальнейшей жизни. Но здесь есть опасная грань. Шалость она всегда граничит с добротой, без агрессии и зла, без хамства и грубости. Вопросы взрослого должны творить развитие личности ребёнка. Ребёнок должен не столько отвечать на вопросы, а больше задавать их взрослому, сверстникам. Умение задавать вопросы – залог развития способностей ребёнка (почемучки). А если не задают, надо задуматься. Это не есть хорошо!

На развитие ребёнка влияет среда. Среда может проявляться 2-мя способами:

1. спонтанно-стихийный – дети сами находят среду, ищут условия, трудности Результат бывает разным: чаще такая среда, (улица, двор) отрицательно влияет на развитие ребёнка, но бывают исключения Ломоносов, Кулибин….

2. организованный, целенаправленный воспитательный и педагогический процесс.

Педагог и родитель по-доброму, умно «поливает», ухаживает, оберегает малыша, чтобы всходы тех семян, которые заложены в ребёнке природой, были своевременными, красивыми, культурными, чтобы ребёнок был успешен в жизни. Что такое среда – это люди, явления, условия… Среда может положительно или отрицательно влиять на развитие ребёнка. Среда способна ускорить, задержать или приостановить развитие. Любая функция просыпается и стремится попасть в окружающую её среду. Так устроено, ( ещё раз напоминаю), что она как бы щупальцами нащупывает благоприятные условия. Функция умная, податливая, она ищет взрослого, ибо развитие идёт только через взрослого.

Есть условия - она развивается, если условия отсутствуют – она загасает. Функция сама будет искать выход (ребёнок смотрит на папу или маму, слушает окружающую речь, играет, исследует…). Важно давать ребёнку красивые образы (речь, игрушки развивающие…) В глубине функции лежат вселенские знания. Психолингвист Хомский, исследуя речь - лепетание младенцев разных рас и народов, пришёл к выводу, что лепетание основано на единой грамматике, то есть грамматическая структура одна и та же. Родная речь взрослых адаптирует эту грамматику к родному языку. Функция РЕЧИ просыпается и в среде сталкивается с речью. Какой? Если речь красивая, добрая, утончённая, то функция речи развивается. Если наблюдается какая-то какофония звуков, крики, оскорбления, тревога, то у ребёнка учащается пульс, в крови вырабатываются определенные вещества, изменяющие состав крови в отрицательную сторону. Всё это защитная реакция организма на негативные условия среды. Конечно, в этом случае развитие речи замедляется, приостанавливается. Ребёнок становится грубым, с соответствующей речью.

Давайте задумаемся, какой же должна быть среда, чтобы развивались соответствующие функции (возможности) ребёнка?

Какие должны быть игрушки?

Как играть?

О чём говорить?

Какую музыку включать?

Каким должен быть воспитательный и образовательный процесс?

Какая речь родителя, взрослого?

Какие взаимоотношения учителя с учеником?

Качество взаимоотношений – суть педагогики развития.

Каждая функция имеет внутри себя свои пределы. Пределы – это потолки, до которых функция может развиваться. Верхний уровень – предел природы человека – рекорд. Он дан природой для всех. Но какова была среда, были ли соответствующие трудности в развитии? В зависимости от этого предел у каждого человека будет свой. Например, высокий предел считается – в 1 секунду можно произвести 7 ударов пальцем. Если чуть больше, то получаются блестящие исполнители. Природа допускает эту возможность. Например, гитарист Зинчук – совершает 20 ударов в секунду. Это уже талант. Есть предел нормы для данного человека, которого он достиг, развивая свои возможности. Каждая функция имеет внутри себя энергетическую базу, благодаря которой и формируется этот предел.

Вывод.

В чём заключается продукт развития?

Развивая ребёнка, мы взращиваем мускулатуру физическую и мускулатуру ума, которая потом будет брать сильные знания. Если, например, мускулатура ума не развита – будут слабые знания. А накачивая мускулатуру ума - это умение наблюдать, анализировать, обобщать, мыслить, логически рассуждать, мы способствуем развитию ребёнка. И как аксиома, если скучно ребёнку – нет развития, если насилие – функция закрывается.

Итак, уважаемые родители, если у вас родился ребёнок, возложи свои большие надежды на него, а возложив, тем самым ты будешь стремиться к ним, создавая условия, начнёшь помогать ребёнку и принимать участие в его развитии. Здорово, да? Как просто и как гениально!

Педагогические мудрости: (Как информация для размышления)

1. Есть взрослые, которые со своими знаниями идут к ребёнку.

А есть взрослые, которые вместе с ребёнком идут к знаниям.

2. Уважайте детское познание.

Нет ленивых детей в природе.

Каждый ленив не от природы, а от сложившихся обстоятельств.

Лень как защита ребёнка от агрессии взрослого.

3. Учитель, родитель без любви к ребёнку, всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, художник без чувства света. (В.А. Сухомлинский).

4. Одно образование делает человека знающим,

Другое образование делает человека светским,

Третье образование делает человека учёным,

И только нравственное воспитание делает человека человеком. (В.Г.Чернышевский).

5. «Истинное воспитание – воспитание самих себя» (Л.Н.Толстой).

Вы рискнули стать учителями и воспитателями для своих детей. Так что дерзайте.