Рабочая программа Изобразительное искусство (4 класс)

Рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г.     №373) с последующими дополнениями и изменениями.
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных       учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 22.05 2019 №8).
  3. Примерная программа начального образования по изобразительному искусству.
  4. Авторская программа по изобразительному искусству Сокольниковой Н.М., 2011 г., издательство «Астрель».
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию   образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников»).
  6. Основная образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом № 74 от 01.09.15).
  7. Учебный план. Утвержден 02.09.2019 г. Приказ № 129.
  8. Локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программе учителя» (утверждён 30.08.2019г. приказ № 149).
  9. Локальный акт образовательного учреждения «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».
  10. Приказ директора «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год» № 129 от 02.09. 2019 года.

Учебник: Н.М.Сокольникова, С.П.Ломов «Изобразительное искусство» 4 класс издательство «Астрель» 2016 г.

Форма промежуточной аттестации: интегрированный зачет.

  1. 1.Результаты обучения по изобразительному искусству за 4 класс:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
  • представления о роли искусства в жизни человека;
  • восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
  • понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
  • основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
  • понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
  • понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатленного в произведениях отечественной художественной культуры;
  • потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
  • восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
  • художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
  • способности выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
  • понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;
  • называть ведущие художественные музеи России и мира;
  • различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, теплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке ( с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
  • выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
  • изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
  • передавать объемное изображение формы предмета с помощью светотени;
  • использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
  • изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • определять (узнавать), группировать произведения народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);
  • изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
  • выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
  • выражать в творческой деятельности сове отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
  • узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
  • использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
  • использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
  • передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
  • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объеме;
  • выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
  • различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии ее изготовления;
  • использовать стилизацию форм для создания орнамента;
  • создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint);
  • оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
  • планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
  • следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
  • руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;
  • определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
  • осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении художественно-творческих задач;
  • осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;
  • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учетом разных критериев.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
  • наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
  • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
  • устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
  • различать многообразие форм предметного мира;
  • сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
  • группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
  • выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
  • выстаивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;
  • конструировать по свободному замыслу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
  • моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объеме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
  • сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;
  • использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
  • понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;
  • узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
  • владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приемов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;
  • аргументировать собственную позицию и координировать ее с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.
  1. 2.Содержание  учебного предмета

«Мир изобразительного искусства»(15 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями .

«Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Натюр­морт. Пейзаж. Портрет. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

«Мир народного искусства»(7ч)

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм

«Мир декоративного искусства»(8ч)

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.

«Мир архитектуры и дизайна» (4ч)

Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.

  1. 3.Тематическое планирование.

В соответствии с календарным учебным графиком тематическое планирование составлено из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.

№ п/п Тема Количество часов ИКТ Формы контроля
1 Виды и жанры изобразительного искусства 15    часов

1) Выполнение простых операций при. Рисовании на ПК.

2) Просмотр информации на ПК, изменение последовательности экранов в слайд-шоу.

3) Работа в интерактивной среде компьютера.

4) Работа с цифровым фотоаппаратом (демонстрация цифровых фотографий

поиск и просмотр снятого, демонстрация кадров на экране ПК).

5) Графический редактор изображений.

Практическая работа творческого характера
2 Декоративное искусство 8 часов 2) Редактирование видеоизображений. Видеоредактор (достижение эстетического результата). Практическая работа творческого характера
3 Народное искусство 7 часов
  1. Создание рисунков для мультипликации.

2)Художественное оформление для мультипликации.

3) Выполнение основных операций при создании анимации.

Практическая работа творческого характера
4 Мир дизайна и архитектуры 4 часа

1) Художественное оформление при создании анимации.

2) Работа в редакторе изображений (улучшение качества).

3) Создание творческих графических работ.

4) Последовательность экранов в слайд-шоу.

Практическая работа творческого характера
  ИТОГО: 34 часа 14