Рабочая программа Математика (4 класс)

Рабочая программа по   математике   составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373) с последующими дополнениями и изменениями.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных       учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 22.05 2019 №8).
    • Примерная программа по математике.
    • Учебный план. Утвержден 30.08.2019 г. Приказ № 149.
    • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».
    • Приказ директора «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год» № 129 от 30.08. 2019 года.
  • Авторская программа по математике Башмакова М.И., Нефедовой Н.Г., 2011 г., издательство «Астрель».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников»).
  • Основная образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом № 74 от 01.09.15) .
  • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программе учителя» (утверждён 30.08.2019г. приказ № 149)

             Учебник: М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова «Математика» 4 класс издательство «Астрель» 2019 г.

Форма промежуточной аттестации: интегрированный зачет.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;
  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
  • умение признавать собственные ошибки;

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
  • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
  • выполнять арифметические действия с величинами;
  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
  • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
  • выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
  • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
  • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
  • проверять результаты арифметических действий разными способами;
  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
  • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
  • понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
  • решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
  • задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
  • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
  • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
  • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
  • решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
  • видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
  • решать задачи разными способами.

Учащиеся получат:

  • первоначальные представления о компьютерной грамотности.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
  • сопоставлять разные способы решения задач;
  • использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
  • осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
  • находить нужную информацию в учебнике.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
  • решать задачи разными способами;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
  • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

 

      Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия 

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами

Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).¼», «больше (меньше) в¼Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. 

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с данными

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Таблица: чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таблицы.

Диаграмма: чтение диаграмм: столбчатой, круговой.

   3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

В соответствии с календарным учебным графиком тематическое планирование составлено из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год.

№ п/п Тема Кол-во часов Практические работы (тема) ИКТ Контроль знаний
I

Сложение и вычитание многозначных чисел -34 ч

1 Многозначные числа

 

10 ч - 1) Математические знания для решения учебных задач с использованием ПК. -Стартовая проверочная работа.
2

Сложение и вычитание многозначных чисел

14 ч - 2)Объяснение, сравнение и обобщение информации в сети Интернет (критическая оценка информации).

-Контрольный устный счёт № 1

-Проверочная работа № 2 по теме: «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд».

3

Длина и ее измерение

10 ч - 3)Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек. -Внутренний мониторинг № 1 (по итогам 1 четверти)
II Умножение и деление многозначных чисел - 73 ч
1
Умножение на однозначное число  
7 ч - 4)Работа с документкамерой или интерактивным планшетом (работа с изображениями, ресурсы компьютера по беспроводной технологии).  
2 Деление на однозначное число 12 ч - 5)Информатические подходы в повседневных ситуациях (репортаж о происходящих событиях, фиксация информации доступными ИКТ средствами)

-Проверочная   работа № 3 по теме: «Деление на однозначное число».

-Проверочная работа № 4 по теме: «Письменное деление и умножение многозначных чисел на однозначное число».

-Контрольный устный счёт № 2

3 Геометрические фигуры 8 ч

Практическая работа № 1 «Проверка основных свойств прямоугольника и квадрата с помощью угольника и линейки».

Практическая работа №2 «Вычерчивание треугольников заданного вида».

Практическая работа №3 «Изображение куба на клетчатой бумаге».

- -Внутренний мониторинг № 2 (по итогам 2 четверти)
4 Масса и её измерение 4 ч - -  
5 Умножение многозначных чисел 12 ч Практическая работа № 4: « Расчёт стоимости ремонта и оборудования квартиры».

6)Информация с применением ПК для построения умозаключений.

7) Расположение материала видеосочинения в определенной последовательности.

-Проверочная работа № 5 по теме: «Умножение многозначных чисел»

6 Площадь и её измерение 5 ч

Практическая работа №5 :«Изображение квадрата со стороной 1дм и нахождение его площади. Разбиение данного квадрата на квадраты со стороной 1 см. Сравнение площадей».

Практическая работа №6     «Вычерчивание прямоугольника заданной ширины и длины. Нахождение его площади в разных единицах измерения».

- -Контрольный устный счёт № 3.
7 Деление многозначных чисел 15 ч - 8)Информационные технологии создания мультипликации.

-Проверочная работа № 6   по теме: «Деление многозначного числа на однозначное».

-Внутренний мониторинг № 3 (по итогам 3 четверти)

  Время и его измерение 4 ч Практическая работа №7 «Определение по ленте времени сколько веков отделяет нас от предложенных исторических событий». 9)Последовательность отдельных кадров- снимков.  
  Работа с данными 6 ч

Практическая работа №8 « Составление и заполнение таблиц».

Практическая работа №9 « Чтение и интерпретация таблиц».

Практическая работа №10« Чтение диаграмм».

Практическая работа №11 « Построение фигуры по заданному алгоритму».

Практическая работа №12 «Выполнение пошагового контроля».

-  
III

«ОБЗОР КУРСА МАТЕМАТИКИ» (повторение и обобщение изученного материала) - 29 ч

1 Числа и величины 7 ч - 10)Последовательность компьютерной графики и анимации. -Внутренний мониторинг № 4 (по итогам 4 четверти)
2 Арифметические действия 7 ч

-

- -Проверочная работа № 7   по теме: «Арифметические действия».
3 Фигуры и величины 5 ч

Практическая работа № 13 «Изображение геометрических фигур с помощью линейки и циркуля».

Практическая работа №14«Измерение длины отрезка, изоб­ражение отрезка заданной длины».

Практическая работа №15 «Определение площади гео­метрической фигуры на клетчатой бумаге».

11)Работа в интерактивной среде компьютера.

-Контрольный устный счёт № 4.
4 Решение текстовых задач 8 ч  

12)Создание коллекций видеоизображений с применением математических знаний.

13) Методы информатики для решения учебных ситуаций.

-Проверочная работа № 8 по теме: «Решение текстовых задач».
5 Комплексное повторение 2 ч - 14) Средства информационных и коммуникационных технологий.  
  ИТОГО: 136 ч 15 14

Контрольный устный счет – 4.

Проверочная работа – 8.

Внутренний мониторинг – 4.