Рабочая программа Литературное чтение (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373) с последующими дополнениями и изменениями.
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных       учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 22.05 2019 №8).
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников»).
  4. Примерная программа по литературному чтению.
  5. Авторская программа по литературному чтению Кац Э.Э., 2011 г., издательство «Астрель».
  6. Основная образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом № 74 от 01.09.15)  
  7. Учебный план. Утвержден 02.09. 2019 г. Приказ № 129.
  8. «Положение о рабочей программе учителя» (утверждён 30.08.2019г. приказ № 149)
  9. «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».
  10. Приказ директора «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год» № 129 от 02.09. 2019 года.

Учебник: Э.Э.Кац «Литературное чтение» 3 класс издательство «Астрель» 2013 г.

         На изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 136 часов в год.

         В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе математики, а также за счет курса, проводимого во внеурочной деятельности.

В данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».

     Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН способствует использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт содержания предмета и использовании ТДМ, а также за счет надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

(см. ООП с.13-16).

       Система контроля разработана в соответствии с «Положением о системе оценивания и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

Форма промежуточной аттестации: интегрированный зачет.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

1.Результаты обучения по литературному чтению за 3 класс.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
  • Представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • Эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

Могут быть сформированы:

  • Познавательная мотивация учения;
  • Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • Толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • Читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, изменением темпа речи, использованием необходимых логических ударений для передачи смысла читаемого произведения;
  • Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  • Находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
  • Различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • Выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • Пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • Обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • Соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • Ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • Высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • Высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • Создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • Читать по ролям художественное произведение;
  • Придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  • Участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
  • Создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Создавать иллюстрации к произведениям;
  • Создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
  • Определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
  • Выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступки, бытовые описания;
  • Вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
  • Определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
  • Различать жанры, преимущественно путем сравнения ( сказка-басня, сказка-былина, сказка- рассказ и др.);
  • Находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • Вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • Самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
  • Планировать собственную читательскую деятельность.

         Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Находить нужную информацию, используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
  • Устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;
  • Строить логические рассуждения, включающие определения причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • Работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • Работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • Аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
  • Точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
  • Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • Владеть диалогической формой речи;
  • Корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
  • Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Содержание учебного предмета.

«Уж небо осенью дышало... »

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»

Народные сказки

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы

А.         Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа... »

В. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьез

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Тематическое планирование

Название раздела Кол-во часов по рабочей программе

Из них на

внеклассное чтение       

  Формы контроля ИКТ
Проверочные работы Чтение наизусть Внутренний мониторинг (контрольные работы)
Уж небо осенью дышало... 15 4 1 1  

№1 Передача информации на ПК (Отзыв о прочитанной летом книге).

№2 Текстовые редакторы (Выделение текста, вырезание, копирование и вставка).

Народные сказки.       15 4     1 №3 Технология устных коммуникаций (Создание форума для обмена устными текстовыми сообщениями. Возможность общаться со сверстниками из других школ и возможность вывести интересный вопрос за рамки урока).
Поэтические страницы. 5 1       №4Технология записи и прослушивания устной речи (Составление высказываний на заданную тему, работа с использованием веб-камеры и возможность говорить и читать в удобном темпе, работать с наушниками и микрофоном).
О мужестве и любви. 13 4 1     №5 Вставка в текст сочинения звуковых образов и прослушивание текста пословно и целиком.
Зимы ждала, ждала природа… 8 1     1 №6Подготовка текста для ИКТ-проекта (Обращения, употребляемые в поздравлении, начало поздравления и т.д.)
Авторские сказки. 13 3 1    

№7Виртуальное моделирование (решение практических задач и создание алгоритмов. Например, «оценка на глаз» временных интервалов определенных событий).

№8Анализ ряда источников информации для реализации ИКТ-проекта (Визуализация элементов «Ленты времени» текстовыми фрагментами).

Басни. 10 1 1     №9 Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать.
Братья наши   меньшие. 17 4     1 №10 Текст аудио-видео-сообщения. №11 Фиксация информации (Составление рассказа о семье, о семейных праздниках, традициях).
О совести и долге. 16 3 1     №12 Поиск информации, в т.ч. в сети Интернет (Поиск информационных ресурсов по ключевым словам и каталогам, в т.ч. в сети Интернет).
Весна пришла. 10 2 1 1   №13 Виды печатных публикаций (Отбор информационной продукции — текста).
И в шутку и всерьез.     14 3     1 №14 Фиксация информации средствами ИКТ (Выбор критериев для заполнения таблицы).
  136 30 6 2 4 14