Рабочая программа Русский язык (3 класс)

Рабочая программа по   русскому языку   составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373) с последующими дополнениями и изменениями.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных       учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 22.05 2019 №8).
  • Примерная программа по математике.
  • Авторская программа по русскому языку Желтовской Л.Я., 2011 г., издательство «Астрель».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников»).
  • Основная образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом № 74 от 01.09.15) .
  • Учебный план. Утвержден 30.08.2019 г. Приказ № 149.
  • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программе учителя» (утверждён 30.08.2019г. приказ № 149)
  • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».
  • Приказ директора «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год» № 129 от 30.08. 2019 года.

             Учебник:Л.Я. Желтовская О.Б.Калинина «Русский язык». 3 класс издательство «Астрель» 2019 г.

         На изучение данного предмета отводится 5 часов в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 170 часов в год.

         В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

Форма промежуточной аттестации: интегрированный зачет.

Целями изучения русского языка в начальной школе являются:

1.Познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

2.Социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетентности учащихся (развитие устной и письменной речи); б)навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе математики, а также за счет курса, проводимого во внеурочной деятельности.

В данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».

     Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН способствует использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт содержания предмета и использовании ТДМ, а также за счет надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

(см. ООП с.13-16).

       Система контроля разработана в соответствии с «Положением о системе оценивания и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

Планируемые  результаты освоения программы по русскому языку

в 3 классе

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
  • Понимание ценности нравственных норм, закрепленных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей ( на уровне соответствующем возрасту);
  • Понимание сопричастности к языку своего народа ( я- носитель языка);
  • Осознание предложение и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • Восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа, находят свое отражение в языке;
  • Внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка( синонимы, антонимы, переносное значение слов);
  • Положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи ( передавать информацию, просить, доказывать и т.д.)

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
  • Восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;
  • Понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
  • Внимания к мелодичности народной звучащей речи;
  • Стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
  • Положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • Осознавать слово, предложение как главные средства языка;
  • Использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
  • Использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
  • Различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
  • Осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
  • Осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи ( существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
  • Осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
  • Осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении- назвать предмет, явление;
  • Осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
  • Находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
  • Анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
  • Вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
  • Применять правила правописания ( в объеме содержания курса 3 класса);
  • Определять (уточнять) правописание слов по орфографическому словарю учебника;
  • Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • Подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • Каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты ( с печатного и письменного шрифта) объемом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализ слов;
  • Соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
  • Использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
  • Оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
  • Дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
  • При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • Распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
  • Создавать тексты (сочинения) в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • Осознавать цели и задачи раздела курса;
  • В коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
  • Намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
  • Объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
  • Осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

                     Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
  • Планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
  • Осознавать способы и приемы действий при решении языковых задач;
  • Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
    • Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
    • Осуществлять само- и взаимопроверку работ;
    • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
    • Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
    • Находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;
    • Осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
  • Выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • Находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
  • Владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ( в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
  • Преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
  • Находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
  • Прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
  • Задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач ( обратиться с просьбой, поздравить);
  • Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности ( под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
  • Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
  • Понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
  • Подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
  • Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ 1

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

Речь Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно – речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.

Высказывание. Высказывания в форме текста - диалога и текста - монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста.

Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над развитием мысли в текстах. Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом периоде времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснения выбора своих решений. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Речевой этикет. Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов.

Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно - речевые умения)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).

Чтение осмысленное, плавное (целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения (с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.

Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1—2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного для материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствии с орфоэпическими нормами,

использование точной интонации в собственной речи.

Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствии с требованиями каллиграфии и грамотного письма.

Составление текста письма (родным, друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропаже животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.

Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждение, рациональное использование при разговоре несловесных средств общения.

Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.

Оценивание высказывания, редактирование.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке О роли языка. Язык как кодовая система отражения реального мира с главным средством — словом. Языковые средства для обозначения предметов и явлений. Язык как средство общения. Сведения из истории происхождения слов этимологические экскурсы). Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть — одеть, нравиться, красненький и т. п.). Разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).

Фонетика, орфоэпия*1. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.

Графика*. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными еёюя, с непроизносимыми согласными. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки. Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.

Чистописание*. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) ишИШпртг; 2) лмЛМяЯА; 3) уц,щУЦЩч; 4) сСеЕоОадб; 5) ьыъ; 6) нюНЮкК; 6) ВЗзЭэЖ,жХхф; 7) ФУГЮПТРБД.

Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.

Слово и его значение (лексика). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его строение (состав слова, морфемика) Углубление представлений о морфемном составе слова(корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, «проводник» истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова). Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах. Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек- ,-ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-).

Слово как часть речи (морфология) Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, имеющими эмоционально - оценочную окраску (молодецкрасивая, ужасная, приплёлся, умная и т. п.).

Имя существительное. Углубление представлений о значениях имен существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц). Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый); материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм). Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в предложениях.

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов.

Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношений между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.

Синтаксис

Словосочетание Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные), разнообразие целей высказывания (речевых задач), выражаемых невопросительными предложениями: сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать (побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этих предложений.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).

Предложения распространенные и нераспространенные.

Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определённых частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.

Наблюдения над интонацией предложений, осложненными обращениями.

Орфография и пунктуация Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твердого знака. Написание частицы НЕ с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сел, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В соответствии с календарным учебным графиком тематическое планирование составлено из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год.

        Формы контроля
  Раздел Тема Кол-во часов ИКТ Развитие речи Контрольный словарный диктант Проверочная работа Контрольное списывание

Внутренний

мониторинг (контрольная работа)

1

Язык и речь (повторение изученного во 2 классе) –

24+1=25 часов

1. Речь устная и письменная. 5 ч            
2. Правила записи слов. 6+1 ч

№1 Клавиатурный тренажер .

    №1    
3. Слово: его значение, значимые части. 4 ч №2 Повторение правил клавиатурного письма       №1  
4. Слово в предложении и тексте. 2 ч            
5. Работы проверочного и творческого характера. 7 ч   №1,2,3,4   №2    

2

 

Проводники наших мыслей и чувств –     32 часа 1. Слово и словосочетание. 9 ч №3 Технология компьютерного диктанта   №1      
2. Предложение. 7 ч №4 Технология записи и прослушивания устной речи         №1
3. Уроки-тренинги. Проверка знаний. 4 ч       № 3    
4. Текст. Типы текстов. 12ч №5 Создание письменного текста для сопровождения проекта с применением ИКТ №5,6,7,8,9,10,11   №4    
3

О главном… - 46-1=45 часов

1. Общее преставление о главных частях в разных средствах языка. 2 ч            
2. Корень – главная значимая часть слова. 13 ч №6 Клавиатурное письмо №12,13 №2 №5    
3. Проверочные и творческие работы. 6-1 ч №7 Виртуальное моделирование №14,15       №2
4. Главное слово в словосочетании, главная мысль текста .

4 ч

           
5. Главные члены предложения. 12 ч №8 Оперативный ввод и редактирование информации ИКТ-проекта          
6.Повторение и проверка усвоения раздела «О главном…». 9 ч №9 Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать. №16,17,18,19   №6 №2  

5

Конкретизируем значение, распространяем мысли – 47 часов

1. Роль приставок и суффиксов в словах. 18 ч

№10 Набор текста и его проверка с использованием полуавтоматического орфографического контроля.

Использование ресурсов текстового редактора.

№20        
2. Назначение зависимого слова в словосочетании. 4 ч     №3      
3. Проверочные и творческие работы. 6 ч   №21,22       №3
4. Второстепенные члены предложения. 4 ч №11 Повторение основных правил оформления текста и его редактирования          
5. Развиваем главные мысли в текстах. 5 ч   №23,24        
6. Повторение раздела «Конкретизируем значение, распространяем мысль…». Проверка знаний и творческие работы. 10 ч №12 Печатные публикации №25,26,27       №4

6

Повторение изученного в 3 классе – 21 час 1. Основные средства языка. 2 ч            
2. Обозначение гласных и согласных звуков на письме. 4 ч     №4      
3. Части речи. 2 ч            
4. Члены предложения. 4 ч       №7    
5. Текст. №13 Клавиатурное письмо №28,29,30,31,32,33        
  ВСЕГО   ЧАСОВ   170 13 33 4 8 2 4