Рабочая программа Окружающий мир (3 класс)

Рабочая программа по   окружающему миру   составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373) с последующими дополнениями и изменениями.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных       учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 22.05 2019 №8).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников»).
  • Примерная программа по окружающему миру.
  • Авторская программа по окружающему миру Ивченковой Г.Г., Потапова И.В., 2011 г., издательство «Астрель».
  • Основная образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом № 74 от 01.09.15).
  • Учебный план. Утверждены 02.09 2019 г. Приказ № 129.
  • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программе учителя» (утверждён 30.08.2019г. приказ № 149).
  • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».
  • Приказ директора «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год» № 129 от 02.09.2019 года.

            

           Учебник:Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» 3 класс издательство «Астрель» 2018 г.

Форма промежуточной аттестации: интегрированный зачет.

         На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 68 часов в год.

         В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

       Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе окружающего мира, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».

     Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН способствует использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт содержания предмета и использовании ТДМ (см. ООП с.13-16).

Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 3 классе    

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • Понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • Ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
  • Ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
  • Осознание своей этнической принадлежности;
  • Восприятие историко-географического образа России;
  • Чувство гордости за свою Родину.

Могут быть сформированы:

  • Осознание себя как гражданина России;
  • Уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
  • Понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • Приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  • Объяснять, что такое экология;
  • Понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
  • Называть основные и промежуточные стороны горизонта;
  • Находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  • Объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
  • Рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
  • Устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
  • Характеризовать различные водные объекты (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
  • Объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
  • Рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
  • Характеризовать органы растений и животных и их значение;
  • Характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
  • Различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • Приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
  • Рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
  • Характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
  • Выполнять основные правила личной гигиены;
  • Проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Различать существенные и несущественные признаки;
  • Приводить примеры физических и химических явлений природы;
  • Рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
  • Рассказывать о четырех царствах живой природы;
  • Рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
  • Рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
  • Объяснять особенности питания и дыхания растений;
  • Характеризовать условия прорастания семян;
  • Рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
  • Приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
  • Выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • Характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
  • Рассказывать, используя карту, о природных условиях, в которых живут народы нашей страны;
  • Описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
  • Различать символы государства;
  • Показывать на политической карте РФ столицу России- город Москву;
  • Описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
  • Характеризовать главный закон страны;
  • Рассказывать об устройстве нашего государства;
  • Раскрывать основные права и обязанности ребенка.

                  Учащиеся получат возможность научиться:

  • Узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
  • Устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
  • Рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города , села, края;
  • Рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
  • Объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
  • Приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • Понимать цель познавательной деятельности;
  • Планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
  • Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

         Учащиеся могут научиться:

  • Самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  • Самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • Ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее ( в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
  • Сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • Находить необходимую информацию в учебнике;
  • Получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  • Моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
  • Понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся могут научиться:

  • Получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
  • Самостоятельно моделировать некоторые природные процессы;
  • Ориентироваться по «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
  • Сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • Выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
  • Совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

  • Распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

Содержание учебного предмета.

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

Резерв (2 ч ).

Тематическое планирование.

В соответствии с календарным учебным графиком тематическое планирование составлено из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.

раз-

дела

Тема  

Кол-во

ча

сов

Практические

работы (тема)

ИКТ Формы контроля    

Экскурсии

(тема)

Лабораторные

опыты

1. Природа вокруг нас.

Практическая

работа №1:

«Определение сторон горизонта по полуденной тени от Солнца».

Практическая

работа №2:

«Ориентирование по компасу».

Практическая работа №3:

«Некоторые свойства жидких и твердых тел».

№1 История возникновения компьютера. Профессия — программист.

№2 Правила поведения в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера (Компьютеры в школе и их значение).

Проверочная

работа № 1 по теме: «Природа вокруг нас».

Экскурсия №1:

«Знакомство с разнообразием живой и неживой природы в окрестностях школы».

Экскурсия № 2: «Изучение влияния деятельности человека на природу»   (заочная).

Экскурсия №3: «Ориентирование на местности».

2. Вода, воздух, горные породы и почва. 16ч

Практическая

работа № 4: «Растворимость веществ в воде».

Практическая работа № 5:

«Свойства льда».

Практическая работа № 6:

«Как обнаружить воздух».

Практическая работа № 7:

«Свойства глины и речного песка».

Практическая работа № 8:

«Свойства гранита и известняка».

№3 Глоссарий с применением ИКТ (Создание собственного информационного пространства, связанного с изучением новых слов, предметный словарь — упорядочение терминов и понятий).

№4 Технология сбора данных (Фиксация неподвижных и движущихся объектов и звуков внешнего мира в цифровой форме. Размещение данных в информационной среде школы, использование банка данных для выполнения практических заданий).

№5 Создание динамического видеоряда с сопровождением письменного текста и устного пояснения (Использование различных средств ИКТ. Сбор информации, в т.ч. Интернет).

Внутренний мониторинг по итогам 1 четверти (контрольная работа)

Проверочная

работа № 2 по теме: «Вода, воздух, горные породы и почва».

Л\Р№1«Свойства воды в жидком состоянии»,

Л\Р№2«Испарение и конденсация воды»,

Л\Р№3«Процесс образования родника»,

Л\Р№4«Кислород – необходимое условие для горения»,

Л\Р№5«Свойства воздуха»,

Л\Р№6«Состав почвы».

3. О царствах живой природы. 16ч

Практическая работа №9:

«Описание цветущего комнатного растения».

Практическая работа №10:

«Описание домашнего животного».

№6Повторение правил работы в группе для реализации ИКТ-проекта (Распределение работы между детьми, правила групповой работы, взаимоотношения в группе).

№7 Виртуальное моделирование (Температура — возможность измерять, обозначать числами, располагать по порядку, но 0 градусов не значит, что температуры нет). №8 Визуализация и анализ ряда исторических событий (Ана-лиз событий, визуализация: звуки, видеофрагменты).

№9 Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать.

Внутренний мониторинг по итогам 2 четверти (контрольная работа).

Проверочная работа №3 по теме: «О царствах живой природы».

Л\Р№7«Питание растений»,

Л\Р№7«Испарение воды листьями растений»,

Л\Р№8«Условия, необходимые для развития растения из семени».

4. Человек. 10ч

Практическая работа № 11:

«Внешнее строение и свойства кожи».

Практическая работа № 12:

«Строение скелета человека».

Практическая работа № 13:

«Мышцы».

Практическая работа № 14:

«Работа мышц».

Практическая работа № 15:

«Работа сердца».

Практическая работа № 16:

«Измерение пульса».

Практическая работа № 17:

«Движение крови по сосудам».

Практическая работа № 18:

«Измерение объема грудной клетки при вдохе и выдохе».

Практическая работа № 19:

«Измерение частоты дыхания».

Практическая работа № 20:

«Определение различных тел и веществ с помощью органов чувств».

№10 Создание отчета о проведенном исследовании (Исследование семейных традиций, взаимоотношений в семье, состав семьи и круг близких родственников).

Внутренний мониторинг по итогам 3 четверти (контрольная работа).

Проверочная работа №4по теме: «Человек».

 
5. Человек в обществе. 18ч  

№11 Использование ресурсов презентационной графики.

№12 Фиксация информации с помощью инструментов ИКТ (Составление памятки о порядке использования источника для составления события или персонажа).

№13 Проектирование информационного изделия отбор информационной продукции (Звуки, видео)

№14 Поиск информации, в т.ч. в сети Интернет (Поиск информации о летнем чтении, в т.ч. в сети Интернет).

Внутренний мониторинг по итогам года ( контрольная работа).

Экскурсия № 4:

«Улицы и памятные места родного города»

(заочная).

  ВСЕГО 68ч            20 14

         ВМ – 4

         ПР – 4

4-экскурсии

8-лабораторные работы