Рабочая программа Технология (2 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

3. Основная образовательная программа основного   общего образования (ООП ООО) муниципального образовательного учреждения МОУ начальной школы-детского сада №115 г. Ярославля (Утверждена приказом директора школы № 74 от 01.09.2015);

4. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МОУ начальной школы - детского сада №115 г. Ярославля;

5. Примерная программа начального образования по технологии;

6. Авторская программа по технологии Узоровой О.В., Нефедовой Е.А., 2011 г., издательство

«Астрель».

7. Приказ №345 от 28.12.2018 Министерства просвещения Российской Федерации

« О федеральном перечне учебников».

8. «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 гг.» №   от 2019 г.;

9. Положение     о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в МОУ начальной школе - детском саду №115;

10. Положение о рабочей программе педагога в МОУ начальной школе - детском саду №115.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

№ п/п Название пособия Год издания Класс Авторы
1. Учебник «Технология»       2012 2 О.В.Узорова, Е.А.Нефедова
3 Примерная программа начального образования по технологии      
4 Авторская программа «Технология» О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой 2011    

            На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 34 часа в год.

            В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

            Целями изучения технологии в начальной школе являются:

  • Развитие творческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее

благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

  • Формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий – наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
  • Представление о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству;
  • Формирование способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

     Для достижения поставленных целей изучения технологии во 2 классе решаются следующие задачи:

Образовательные задачи:

- знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;

- освоение технологических приемов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также – техника безопасности при работе с ними;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, компьютере, в сети Интернет;

- знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приемов работы на компьютере с учетом техники безопасности;

Воспитательные задачи

- формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;

- развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;

- формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребенка;

- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;

- формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

- воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.

Развивающие задачи

- развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;

- развитие речи, памяти, внимания;

-развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;

- развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентировка в пространстве и т.д.;

- развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;

- развитие пространственного мышления;

- развитие коммуникативной культуры ребенка;

-развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

-развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного мышления (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

-развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.

     В рабочей программе, так же, как в авторской, выделено четыре структурные линии – четыре раздела, реализующие концентрический и пошаговый принципы обучения, основанные на материале, с которым ведется работа, необходимых инструментах, и видов воздействия на эти материалы:

- Работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги (10 часов);

- Работа с природными и рукотворными материалами, объемное конструирование из бумаги (7 часов);

- Работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой (9 часов);

- Знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки (8 часов).

Таким образом, формируются разделы: «Творческая мастерская», «Студия вдохновения», «Конструкторское бюро» и «Поделочный ералаш».

     Знакомство с учебником и каждой крупной темой начинается со специальных разворотов – маршрутов, в которых при помощи изобразительных средств представлены все темы учебника, что позволяет формировать у обучающихся понимание плана предстоящего обучения и отслеживать эффективность его реализации.

     Учебный материал разделен на инвариантную и вариативную части.

     В инвариантной части находятся обязательные для всех обучающихся задания, которые обеспечивают освоение ими учебного материала в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования.

     В вариативной части – задания, направленные на самостоятельный поиск необходимой информации, творческую и интеллектуальную деятельность, дифференцированную работу по выбору учителя и обучающихся.

     Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе технологии, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».

Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН помогает использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт воспитания трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире, а так же за счёт использования ТДМ (см. ООП с.13-16).

       Система контроля разработана в соответствии с «Положением о системе оценивания и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».