Рабочая программа Русский язык (2 класс)

Пояснительная записка.

           

   Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373).
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
  • Приказ №345 от 28.12.2018 Министерства просвещения Российской Федерации

« О федеральном перечне учебников».

  • Основная образовательная программа основного   общего образования (ООП ООО) муниципального образовательного учреждения МОУ «Начальная школа-детский сад №115». Утверждена приказом директора школы № 74 от 01.09.2015
  • Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МОУ «Начальная школа-детский сад №115».
  • Примерная программа начального образования по русскому языку.
  • Авторская программа по русскому языку Желтовской Л.Я., 2011 г., издательство «Астрель».
  • Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов».
  • Приказ «Об утверждении календарного учебного графика на 2017-2018 гг.»
  • Положение     о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в МОУ начальной школе - детском саду №115;
  • Положение о рабочей программе педагога в МОУ начальной школе - детском саду №115.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

№ п/п Название пособия Класс Год издания Авторы
1 Учебник «Русский язык». 2 2018

Л.Я. Желтовская

О.Б.Калинина

         
3 Контрольные и проверочные работы к учебнику «Русский язык» 2 2016

Л.Я.Желтовская

О.Б.Калинина

4 Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование.   2 2014

Л.Я. Желтовская

5

Примерная программа начального образования по русскому языку

     
6 Авторская программа Л.Я. Желтовской, О.Б.Калинина «Русский язык»   2011  

            На изучение данного предмета отводится 5 часов в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 170 часов в год.

            В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

           

Целями изучения русского языка в начальной школе являются:

1.Познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

2.Социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетентности учащихся (развитие устной и письменной речи); б)навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

     Для достижения поставленных целей изучения русского языка во 2 классе решаются следующие задачи:

1)         развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2)         освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3)         овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4)         воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа;

5)         формирование способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

       При   отборе содержания учебного материала в УМК по изучению русского языка авторы опирались на заложенные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и школьное звено)» принципы развития, вариативности, спиралевидности.

   Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития саморазвития ребенка.

   Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. В учебниках с помощью маркировки указывается основной (базовый) минимум содержания и его вариативная часть. В программе вариативная часть дается курсивным шрифтом.

     Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка- звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов – с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

   В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных ситуаций к языку и от языка к речи.

     В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений о языковых закономерностях, которые взаимодействуют между собой и являются основой для интеллектуального и коммуникативного развития младших школьников.

   В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программе каждого класса выделяются по два мегараздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

     Приоритетным в современном обучении русскому языку признается формирование мыслительно-речевых умений, коммуникативных универсальных действий младших школьников. К ним относятся и речевые умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В нем отражены речеведческие сведения о формах речи, видах речевой деятельности, тексте, типах текста и др.                                                         

       В программе и учебниках нашла отражение работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД)

     Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность. В этом явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.  Следовательно, содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного воспитания ООП НОО МОУ «Начальная школа-детский сад №115».

     Кроме того, содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания ООП НОО МОУ «Начальная школа-детский сад №115» реализуется за счет текстов упражнений и изложений нравственно-этической направленности, используемых для работы на уроках, а также надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

     Содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО МОУ «Начальная школа – детский сад №115» реализуется на уроках, а также средствами курса «Информатика в играх и задачах и ИКТ», проводимого за счет внеурочной деятельности.

       Содержание программы культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется за счет физкультминуток, а также надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

       В вариативной части организуется проектная деятельность обучающихся. В конце каждого полугодия один разворот учебника посвящён проектной деятельности. Эти развороты помогут учителю организовать внеурочную деятельность обучающихся по темам, близким к учебным. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески. Проект - это специально организованная деятельность учащихся (индивидуальная или коллективная), результаты которой могут быть представлены в виде рисунков, спектаклей, стихотворений, поделок, макетов и т.д. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер.

     В поурочном планировании курсивом выделен материал, который подлежит изучению на уровне авторской программы УМК «Планета знаний» и не является предметом итогового контроля.

Планируемые    результаты освоения программы по русскому языку

к концу 2 класса

личностные

у учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
  • Понимание ценности нравственных норм, закрепленных в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей ( на уровне, соответствующем возрасту);
  • Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
  • Адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Чувства сопричастности к языку своего народа ( я-носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
  • Осознание русского языка как основного средства общения народов России;
  • Осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • Восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят свое отражение в языке;
  • понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.)

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • осознавать слово как главное средство языка;
  • осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
  • различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные\безударные; согласные твердые\мягкие, звонкие\глухие);
  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации ( в словарях и др.);
  • производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объеме представленного в учебнике материала);
  • различать родственные (однокоренные) слова;
  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
  • осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
  • осознавать признаки текста как более объемного высказывания (несколько предложений, объединенных одной темой и связанных друг с другом);
  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объемом в 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
  • устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
  • излагать содержание исходных текстов в 40-45 слов, создавать тексты \сочинения/ в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  • понимать цель выполняемых действий;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
  • понимать важность планирования работы;
  • осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
  • выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;
  • осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • Намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
  • Объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
  • Осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
  • Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чем проявилась сложность выполнения.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • Ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
  • Использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
  • Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • Строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
  • Находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
  • Владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
  • Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • Прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
  • Находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
  • Владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • Выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
  • Уметь слышать, точно реагировать на реплики;
  • Понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
  • Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
  • Озаглавливать текст;
  • Задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
  • Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

           

         Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

1)         Ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

2)         Оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

3)         Осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4)         Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5)         Использование критериальной системы оценивания;

6)         Оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

7)         Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-бальной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») рассматривается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается ка «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

            Текущий контроль усвоения материала по русскому языку осуществляется в различных формах: словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование, по результатам которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков.

            Для текущего контроля в учебниках предусмотрены разделы «Школа грамотея», «Проверочные работы», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся, по результатам которых учитель оценивает уровень овладения системой опорных знаний по теме.

Для отслеживания уровня освоения УУД и метапредметных умений можно применить проектную деятельность, для которой рекомендуется использовать специально предназначенные страницы учебника.

            Уровень личностных достижений отслеживается через портфолио учащегося (папка достижений).

            Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются диктанты, контрольное списывание.

            В соответствии с требованиями ФГОС введено также критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы; отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями; навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы; навыки взаимной самооценки и т.п.). Каждый критерий оценивается в 1 балл.

Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета на основе четвертных отметок и отметки за внутренний мониторинг по итогам учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Русский язык».

№ темы

Тема Ко-во часов Формы контроля Развитие речи
  Контрольный словарный диктант Проверочная работа Контрольное списывание Внутренний мониторинг по итогам четверти
1 О даре слова (введение) 7         № 1
2 Слово и его строение (повторяем, изучаем) 24 № 1 № 1 № 1   № 2, 3, 4, 5
3 Слово и его значение. 14       № 1 №6, 7, 8,9
4 Слово и его значимые части. 9   № 2      
5 Правописание слов 24 № 2     №2 № 10,11,12,13
6 «Жизнь» языка в речи 10         № 14,15,16
7 Правописание слов 42 №3

№3

№4

№2 №3 № 17,18,19,20
8 Части речи и их работа в предложении. 29  

№5

№ 6

  №4 № 21,22,23
9 Язык и речь (обобщение) 11 №4       № 24,25
  ИТОГО: 170 4 6 2 4 25