Рабочая программа Окружающий мир (2 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

3. Основная образовательная программа основного   общего образования (ООП ООО) муниципального образовательного учреждения МОУ «Начальная школа - детский сад №115» г. Ярославля (Утверждена приказом директора школы № 74 от 01.09.2015);

4. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МОУ «Начальная школа-детский сад №115» г. Ярославля;

5. Примерная программа начального образования по окружающему миру;

6. Авторская программа по окружающему миру Ивченковой Г.Г., Потапова И.В., 2011 г., издательство «Астрель»;

7. Приказ №345 от 28.12.2018 Министерства просвещения Российской Федерации

« О федеральном перечне учебников».

8. «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 гг.»;

9. Положение     о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в МОУ «Начальная школа-детский сад №115»;

10. Положение о рабочей программе педагога в МОУ «Начальная школа-детский сад №115».

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

№ п/п Название пособия Класс Год издания Авторы
1 Учебник «Окружающий мир» 2 2018 Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
         
3 Проверочные и диагностические работы к учебнику «Окружающий мир» 2 2016 Г.Г. Ивченкова,И.В. Потапов
4 Обучение во 2-м классе по учебникам «Окружающий мир». Методическое пособие. 2 2014

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов

5

Примерная программа начального образования по окружающему миру

     
6 Авторская программа « Окружающий мир»   Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина   2011  

            На изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 68 часов в год.

            В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

           

Целями изучения окружающего мира в начальной школе являются:

1.Формирование знаний о природе, человеке и обществе.

2.Осознание характера взаимодействий между ними.

3.Воспитание правильного отношения к окружающему миру.

4. Формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

            Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира во 2 классе решаются следующие задачи:

  • Систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • Формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • Знакомство с методами окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.)
  • Социализация ребенка;
  • Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • Воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • Формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • Развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • Формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др.);
  • Формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • Формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • Формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
  • Формирование основ экологической культуры;
  • Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся;
  • Формирование способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

     При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено): научности, доступности, систематичности, последовательности, целостности, развития, гуманитаризации, культуросообразности, спиралевидности, вариативности.

     Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

     Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление.

Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы.

     Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания на дополнительное закрепление, формирование различных умений, применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей (интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у обучающихся.

     Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

     Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ООП НОО МОУ «Начальная школа-детский сад №115» за счет физкультминуток, тем по безопасности поведения, изучаемых на уроках окружающего мира, а также надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

       Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе окружающего мира, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».

     Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН способствует использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт содержания предмета и использовании ТДМ (см. ООП с.13-16).

     Основной формой учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки - практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

     Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой.

     Уроки - практические занятия связаны с организацией работы обучающихся с объектами природы.

     Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности

изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или по технике безопасности.

Обязательный минимум содержания образования (прямой шрифт) - это тот уровень, который должны взять абсолютно все дети, и это является основой для их перевода в последующую ступень обучения. Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего кругозора учеников.

Курсивом в тематическом и поурочном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих второй класс.

Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру.

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • Положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;
  • Внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
  • Понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
  • Понимание значения взаимопомощи в семье;
  • Способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.

           Могут быть сформированы:

  • Положительное отношение к учебе, как к интеллектуальному труду;
  • Ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
  • Понимание ценности семейных отношений;
  • Способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • Понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  • Давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
  • Приводить примеры приборов и инструментов;
  • Пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
  • Различать тела природы и изделия;
  • Приводить примеры тел и веществ;
  • Приводить примеры источников энергии;
  • Рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
  • Рассказывать об исследованиях космоса;
  • Называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
  • Рассказывать о       нашей планете – Земле, нашей звезде – Солнце, о спутнике Земли – Луне;
  • Рассказывать о значении камня в жизни человека;
  • Называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • Приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
  • Различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
  • Сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
  • Приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
  • Рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
  • Называть планеты Солнечной системы;
  • Отличать планету от звезды;
  • Показывать на глобусе материки и океаны;
  • Приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
  • Рассказывать об использовании электрической энергии;
  • Рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  • Понимать, что такое окружающая среда;
  • Приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
  • Приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • Рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
  • Проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • Выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
  • Понимать значение науки и труда в жизни общества;
  • Рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

           Учащиеся получат возможность научиться:

  • Понимать, что человек – часть общества и часть природы;
  • Понимать значение общества в жизни человека;
  • Осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
  • Рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
  • Понимать значение искусства как способа познания мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • Понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
  • Понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
  • Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
  • Проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
  • Оценивать правильность выполнения заданий;
  • Осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
  • Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.

Учащиеся могут научиться:

  • Развивать и тренировать свое наблюдательность;
  • Ставить цели проведения наблюдений и опытов;
  • Осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
  • Планировать собственное участие в проектной деятельности ( с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
  • Понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
  • Понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
  • Пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
  • Понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  • Пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
  • Осуществлять описание объектов природы;
  • Сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
  • Устанавливать некоторые причинно- следственные связи изменений в погоде;
  • Обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • Сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
  • Понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
  • Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
  • Ставить вопросы друг другу;
  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся могут научиться:

  • Высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
  • Соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

            Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

1)         Ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

2)         Оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

3)         Осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4)         Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5)         Использование критериальной системы оценивания;

6)         Оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

7)         Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-бальной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») рассматривается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается ка «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и проверку знания новых понятий, выполнения мини-тестов, самостоятельных работ, подготовленных учителем.

Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы, которая предусмотрена в рабочих тетрадях, либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы, а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.

Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частные затруднения и обобщить данные для корректировки двльнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы; отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями; навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы; навыки взаимной самооценки и т.п.). Каждый критерий оценивается в 1 балл.

Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета на основе четвертных отметок и отметки за внутренний мониторинг по итогам учебного года.

Тематическое планирование

раз-

дела

Тема

Всего

часов

Практические работы

(тема)

Лабораторные

опыты

Учет знаний

(тема)

Экскурсии

(тема)

1. Как люди познают мир. 16ч

Практическая работа №1:

«Условия жизни растений и животных».

Практическая работа №2:

«Измерение температуры воды с помощью термометра».

Практическая работа №3:

«Определение времени по часам».

Практическая работа №4:

«Поиск информации в различных справочниках».

 

Проверочная

работа №1 по теме: «Области науки.   Методы познания».

Внутренний мониторинг по итогам 1 четверти.

Экскурсия № 1 в лиственный лес.

Экскурсия

№ 2 к водоему.

2. Мы живем на планете Земля. 15ч

Практическая работа №5:

«Поиск географических объектов на глобусе».

Практическая работа №6:

«Зависимость смены дня и ночи от освещенности земной поверхности».

 

Проверочная

работа №2 по теме: «Солнечная система».

Внутренний мониторинг по итогам 2 четверти.

 
3. Природа вокруг нас. 24-1 =23ч

Практическая работа №7:

«Источники звука».

Практическая работа №8:

«Сравнение листьев орешника и крушины».

Практическая работа №9:

«Сравнение веток сосны и ели».

 

Проверочная работа №3 по теме: «Тела. Вещества. Энергия».

Внутренний мониторинг по итогам 3 четверти.

Экскурсия № 3 в хвойный лес (заочная).

4. Люди вокруг нас. 13+1=14ч    

Внутренний мониторинг по итогам 4 четверти.

Проверочная работа №4 по теме: «Люди вокруг нас».

        
  ВСЕГО 68 ч