Рабочая программа Математика (2 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

3. Основная образовательная программа основного   общего образования (ООП ООО) муниципального образовательного учреждения МОУ начальной школы-детского сада №115

г. Ярославля (Утверждена приказом директора школы № 74 от 01.09.2015);

4. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МОУ начальной школы - детского сада №115 г. Ярославля;

5. Примерная программа начального образования по математике.

6. Авторская программа по математике Башмакова М.И., Нефедовой Н.Г., 2011 г., издательство «Астрель».

7.Приказа по учебникам. Приказ №345 от 28.12.2018 Министерства просвещения Российской Федерации

« О федеральном перечне учебников».

8. «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 гг.» №   от 2019 г.;

9. Положение     о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в МОУ начальной школе - детском саду №115;

10. Положение о рабочей программе педагога в МОУ начальной школе - детском саду №115.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

№ п/п Название пособия Класс Год издания Авторы
1 Учебник «Математика». 2 2018 М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова
         
3 Контрольные и диагностические работы к учебнику «Математика» 2 2016 М.Г. Нефёдова
4 Обучение во 2-м классе по учебнику «Математика»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование. 2 2014 М.И. Башмаков
5

Примерная программа начального образования по математике

     
6 Авторская программа «Математика»   М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова   2011  

            На изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 136 часов в год.

            В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

           

Целями изучение математики в начальной школе являются:

Учебные:

  • формирование на доступном уровне представлений о на­туральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
  • формирование на доступном уровне представлений о че­тырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изу­чение законов арифметических действий;
  • формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количе­ственных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие:

  • развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процес­сов: внимания, памяти, воображения, мышления;
  • развитие логического мышления — основы успешного ос­воения знаний по математике и другим учебным предметам;
  • формирование на доступном уровне обобщенных пред­ставлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные:

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (на­блюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
  • формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
  • формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
    • формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Для достижения поставленных целей изучения математики во 2 классе решаются следующие задачи:

Учебные задачи:

  • формирование первоначальных представлений о десятичном принципе построения системы чисел;
  • формирование представлений о смысле арифметических действий умножения и деления, понимание взаимосвязи между ними, знакомство с переместительным свойством умножения, сочетательными свойствами сложения и умножения;
  • формирование навыков устного счета в пределах 100 с переходом через десяток, применение этих навыков при выполнении заданий, решении текстовых задач (на нахождение уменьшаемого и вычитаемого, разностное сравнение, увеличение\уменьшение в несколько раз, нахождение произведения, деления на части и по содержанию, задач на стоимость);

Развивающие задачи:

  • развитие внимания на основе работы с текстом заданий;
  • развитие логической памяти при формировании вычислительных навыков;
  • развитие пространственных представлений на основе работы со схемами;
  • развитие на доступном уровне логического мышления ( установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей, формулировка выводов).

Общеучебные задачи:

  • формирование на доступном уровне познавательных умений:

-анализировать текст (условие задачи), составлять краткую запись условия;

-работать со схемами (читать схемы, сопоставлять с текстом, моделировать условие задач на сложение и вычитание с помощью схемы, отражающей отношение данных как частей к целому);

-наблюдать, устанавливать закономерности, формулировать ( с помощью учителя) выводы, использовать их при выполнении заданий;

-приобретать опыт выполнения заданий (вычислений, задач) разными способами;

  • формирование на доступном уровне умений работать с информацией:

-ориентироваться в таблицах, календаре, определять время по часам;

-преобразовывать информацию, представленную в виде текста, в схему, в числовое выражение;

-пользоваться справочными материалами учебника;

  • формирование на доступном уровне регулятивных умений:

-выполнять задания по инструкции, заданной учителем, по учебному алгоритму;

-проверять правильность вычислений, находить и исправлять ошибки;

  • формирование на доступном уровне коммуникативных умений:

-работать в паре (обсуждать способы выполнения задания, планировать совместную деятельность по выполнению задания);

-сотрудничать в ходе коллективной работы над проектами.

Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения матема­тики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные особенности школьников и обеспечение воз­можностей развития математических способностей обучающихся.

Важное место в программе отводится пропедевтике как ос­новного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне от­дельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.

Использование опережающего обучения при изучении от­дельных разделов позволяет в соответствии с принципом цело­стности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему общих представлений. Это способст­вует осмысленному освоению обязательного материала, позво­ляет вводить элементы исследовательской деятельности в про­цесс обучения. Этот материал не подлежит обяза­тельному усвоению и оцениванию. В учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отра­ботки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнооб­разным и вывести его на новый уровень (применение изучен­ного в новой ситуации, на новых объектах).

Один из центральных принципов организации учебного ма­териала в данном курсе — принцип вариативности — предусмат­ривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через вы­деление инвариантной и вариативной части содержания обра­зования.

Инвариантная часть содержит новый материал, обязатель­ный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального общего образования, обязательного для всех обучающихся на мо­мент окончания начальной школы.

Вариативная часть включает материал на расширение зна­ний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий инди­видуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса обучающихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на допол­нительное закрепление обязательного материала; блоки зада­ний, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и про­странственных представлений; задания на формирование ин­формационной грамотности. Вариативная часть создает усло­вия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности обучающихся.

Содержание программы 2 класса представлено разделами «Числа и величины», «Операции над числами», «Наглядная геометрия», «Повторение».

Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изуче­ния; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено тем, что, во-первых, ос­воение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность обучающихся. Во-вторых, описа­ние практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании про­граммы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изу­чаются на пропедевтическом уровне.

В вариативной части организуется проектная деятельность обучающихся. В конце каждого полугодия один разворот учебника посвящён проектной деятельности. Эти развороты помогут учителю организовать внеурочную деятельность обучающихся по темам, близким к учебным. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески. Проект - это специально организованная деятельность обучающихся (индивидуальная или коллективная), результаты которой могут быть представлены в виде рисунков, спектаклей, стихотворений, поделок, макетов и т.д. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе математики, а также за счет курса, проводимого во внеурочной деятельности.

В данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся». Ссылка на ООП

     Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН способствует использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт содержания предмета и использовании ТДМ, а также за счет надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

(см. ООП с.13-16).

       Система контроля разработана в соответствии с «Положением о системе оценивания и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

Планируемые результаты освоения программы

по математике.

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к урокам математики;
  • умение признавать собственные ошибки;
  • оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • умения оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»);
  • познавательной мотивации, интереса к математическим заданиям повышенной трудности;
  • умения сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
  • восприятия математики как части общечеловеческой культуры.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
  • выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;
  • выполнять арифметические действия с числом 0;
  • правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
  • определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;
  • решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление ( нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
  • измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
  • использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;
  • определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации);
  • различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник;
  • определять время по часам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел на 6,7,8, 9, 10;
  • использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
  • решать текстовые задач в 2-3 действия;
  • составлять выражение по условию задачи;
  • вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом ( с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
  • округлять данные, полученные путем измерения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
  • проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
  • планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления);
  • организовывать взаимопроверку выполненной работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную вычислительную деятельность;
  • планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи;
  • использовать схемы при решении текстовых задач;
  • наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;
  • выполнять вычисления по аналогии;
  • соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника);
  • вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
  • сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
  • комбинировать данные при выполнении задания;
  • ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
  • ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
  • исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);
  • получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);
  • пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное;
  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • при выполнении заданий в паре: слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

1)         Ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

2)         Оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

3)         Осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4)         Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5)         Использование критериальной системы оценивания;

6)         Оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

7)         Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-бальной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») рассматривается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается ка «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

            Текущий контроль усвоения материала по математике осуществляется в различных формах: математический диктант, самостоятельная работа, тестирование. По результатам которых учитель может делать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков. Для текущего контроля в учебнике предусмотрены разделы «Проверяем, чему мы научились», «Математический тренажер», которые включают в себя набор заданий для самостоятельной работы учащихся.

            Для проведения тематического контроля учитель подбирает содержание проверочной работы самостоятельно по системе «1 задание – 1 навык (умение)». Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах как по отдельности, так и в комплексе.

            Входная диагностика позволяет выявить остаточные знания и умения, скорректировать дальнейшую работу по повторению изученного в первом классе. Работа не оценивается баллами для учащихся, но анализируется учителем.

            Проверочная работа –вид письменной работы, предназначенной для текущего контроля по конкретной теме.

            Контрольная работа дается после изучения большой темы либо в конце четверти для проведения итогов учебного периода.

            В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.

Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частные затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы; отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями; навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы; навыки взаимной самооценки и т.п.). Каждый критерий оценивается в 1 балл.

Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета на основе четвертных отметок и отметки за внутренний мониторинг по итогам учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

темы Тема Всего часов Практические работы Учёт знаний (тема)
1 Повторение изученного в 1 классе («Что мы знаем о числах»). 16  

Стартовая проверочная работа.

Контрольный устный счёт (КУС) №1.

Проверочная работа № 1   по теме: «Повторение изученного в 1 классе».

2 Сложение и вычитание до 20 18  

Контрольный устный счёт №2.

Внутренний мониторинг по итогам 1 четверти.

3 Наглядная геометрия. 9

Практическая работа № 1: вычерчивание линий и геомет-рических фигyр с помощью линейки.

Практическая работа № 2: определение с помощью уголь-ника прямых, острых, тупых уг-лов в геометрических фигурах.

Практическая работа № 3: вычерчивание прямых углов на клетчатой бумаге, отрез-ков заданной длины, измере-ние длины отрезков.

Практическая работа № 4: рисование прямоугольника, квад-рата с заданными длинами сто-рон.

Практическая работа № 5: вычисление периметра прямо-угольника и квадрата.

Проверочная работа № 2 по теме: «Наглядная геометрия».
4 Сложение и вычитание в пределах 100. 18

Практическая работа № 6: представление чисел первой сот-ни в виде суммы разрядных сла-гаемых.

Практическая работа № 7: сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Практическая работа № 8: разностное сравнение чисел с помощью вычитания.

Контрольный устный счёт №3.

Внутренний мониторинг по итогам 2 четверти.

5 Умножение и деление («Знакомимся с новыми действиями»). 13

Практическая работа № 9: вычисление значения произведе-ния с помощью сложения.

Практическая работа № 10: чтение и запись выражений (произведения).

Практическая работа № 11: чтение и запись выражений (частного).

Контрольный устный счёт №4.

Проверочная работа № 3 по теме: «Умножение и деление»

6 Измерение величин. 9

Практическая работа № 12: измерение длины пути на черте-же.

Практическая работа № 13: вычисление площади прямо-угольника.

Практическая работа № 14: вычисление площади квадрата.

Практическая работа № 15: определение времени по часам с точностью до минуты.

Проверочная работа № 4 по теме: «Измерение величин».
7 Табличное умножение и деление («Учимся умножать и делить»). 28

Практическая работа № 16: умножение однозначных чисел с помощью таблицы.

Практическая работа № 17: счёт двойками, тройками в пре-делах таблицы умножения.

Практическая работа № 18: счёт четверками   в пределах таблицы умножения.

Практическая работа № 19: счёт пятерками в пределах таб-лицы умножения.

Практическая работа № 20: табличные случаи умножения однозначных чисел (2,3,4,5) и со-ответствующие случаи деления.

Контрольный устный счёт №5.

Проверочная работа № 5 по теме: «Умножение и деление». Внутренний мониторинг по итогам 3 четверти.

8 Действия с выражениями. 18 Практическая работа № 21: сравнение значений числовых выражений.

Внутренний мониторинг по итогам 4 четверти.

Контрольный устный счёт №6.

Проверочная работа № 6 по теме: «Действия с выражениями».

9 Итоговое повторение 7    
  Всего часов 136