Рабочая программа Литературное чтение (2 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373).
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
  •  Основная образовательная программа основного   общего образования (ООП ООО) муниципального образовательного учреждения МОУ начальной школы-детского сада №115 г. Ярославля (Утверждена приказом директора школы № 74 от 01.09.2015);
    • Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МОУ «Начальная школа - детский сад №115».
    • Примерная программа начального образования по литературному чтению.
  • Авторская программа по литературному чтению Кац Э.Э., 2011 г., издательство «Астрель».
    • Приказ №345 от 28.12.2018 Министерства просвещения Российской Федерации
    • « О федеральном перечне учебников».
  • Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов».
  • Приказ «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 гг.»
  • Положение     о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в МОУ начальной школе - детском саду №115;
  • Положение о рабочей программе педагога в МОУ начальной школе - детском саду №115.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

п/п

     Название пособия Класс Год издания

   Авторы

1 Учебник «Литературное чтение».    2    2018 Э.Э.Кац
           

               

      

   Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год на основании следующих нормативных документов:

• Приказ Министерства образования и науки от 28.12.2018. № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

• Приказ Министерства образования и науки РФ № 1529 от 28.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253»».

                На изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 136 часов в год.

                В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

Целями изучения литературного чтения в начальной школе являются:

*          овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

*          развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

*          воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

*          формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения во 2 классе решаются следующие задачи:

  • Формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • Развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  • Формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • Формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • Развитие воображения, творческих способностей;
  • Формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • Обогащение представлений об окружающем мире;      
  • Формирование способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

       Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

        Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.         Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.     Программа курса «Литературное чтение» УМК «Планета знаний» обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

       В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С.Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует ее развитию.

         Программа предусматривает право учителя и обучающегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

         Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и подготовленности учеников.

         Важной частью является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике для второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал».

   Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются отдельные уроки.

        

         В учебнике для второго класса предложены два проектных задания: «Устное народное творчество» и «Любимые писатели, произведения и герои». Проектные задания подводят итоги учебной работы обучающихся. Подготовка к их выполнению ведется на уроках чтения, технологии, музыки, во внеурочное время, в группе продленного дня, дома. Руководят этим процессом учителя, библиотекари, родители. Работа над проектом должна начинаться до окончания изучения определенного раздела. Ученики знакомятся с темой проекта, обсуждают ее аспекты, выбирают интересное для них направление деятельности. Ребенок, не участвующий ни в одном из предложенных проектов, может придумать свой проект, может включиться в несколько проектов, может отказаться от начатого проекта и приступить к другому.

         Учебник включает две литературные викторины «Наш конкурс»: они содержат задания, проверяющие знание художественных текстов, и задания, активизирующие творческие возможности детей. Материал данных викторин можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.

         В каждый раздел учебника включены отделы «Читальный зал» и «Картинная галерея».

   «Читальный зал»- вариативная часть, она состоит из произведений для индивидуальной работы на уроке, во внеурочное время, в группе продленного дня, для домашнего чтения под контролем родителей. Кроме того, произведения данного раздела могут быть использованы для организации литературного слушания на уроках чтения.

   «Картинная галерея»- отдел, состоящий из репродукций картин и вопросов к ним. Задача «Картинной галереи» состоит в том, чтобы расширить культурный кругозор школьников, научить детей эффективному речевому общению, наполнить обучение эмоционально-нравственными переживаниями.

       Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания ООП НОО МОУ «Начальная школа – детский сад №115» реализуется за счет текстов произведений нравственно-этической направленности, используемых для чтения и анализа на уроках, а также за счет изучения надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

                       Содержание программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ООП НОО МОУ «Начальная школа – детский сад №115» реализуется за счет физкультминуток, а также за счет изучения надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО МОУ «Начальная школа – детский сад №115» реализуется на уроках, а также средствами курса «Информатика в играх и задачах и ИКТ», проводимого за счет внеурочной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

34 недели х 4 часа = 136 часов

раздела

Название раздела

Всего

часов

Из них на

внеклассное чтение

Контроль знаний Кол-во произведений для заучивания наизусть
1. Осень пришла. 12 1 ПР № 1 1
2. Народные песни, сказки, пословицы. 32 3 ВМ № 1 2
3. Зимние картины. 11 1 ПР № 2 1
4. Авторские сказки. 34 3 ВМ № 2               ПР № 3 2
5. Писатели о детях и для детей. 32 3 ВМ № 2               ПР № 4 1
6. Весеннее настроение. 15 1 ВМ № 4 2
  Итого: 136 ч 12 ч ВМ – 4                 ПР - 4 9

Навык и культура чтения.

            Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слова, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

- осознанно, плавно, правильно читать целыми словами;

- соблюдать нужную интонацию, темп и громкость речи.

Работа с текстом и книгой

Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.

            Формирование умения пользоваться школьным толковым словарем для объяснения непонятных слов.

            Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.

            Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.

            Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.

            Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.

            Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение их выразить в речи.

            Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.

            Формирование умений определять главную мысль произведения.

            Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.

            Развитие умения определять и объяснять свое отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.

            Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.

            Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

            Формирование умений представлять структуру книги ( на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарем, помещенным в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

- объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием;

- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

- делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя;

- определять с помощью учителя основную мысль текста;

- выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос;

- выявлять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;

- характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять

сделанный выбор;

- объяснять причины поступков героя;

- пересказывать небольшое произведение или его фрагмент;

- выражать на доступном уровне в речи свое отношение к герою произведения и произведению в целом;

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

            Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.

            Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.

            Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.

            Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3-4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.

            Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.

            Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

-пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;

-развивать сюжет произведения;

-писать сочинения-миниатюры ( в объеме 3-4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям;

-составлять устные рассказы по рисункам;

-читать по ролям (драматизация художественного произведения);

-выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Литературоведческая пропедевтика

            Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).

            Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.

            Развитие умения выделять рифму в стихотворении.

            Расширение представления о ритме ( через прохлопывание в ладоши трехсложного ритма).

            Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

-находить сравнения в тексте произведения;

-выделять в стихотворении рифму.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • Положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

  • Внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
  • Оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

  • Представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
  • Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
  • Ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
  • Умения оценивать свое отношение к учебе;
  • Внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
  • Эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой ( внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • Воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
  • Читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • Пересказывать произведение кратко, выборочно, используя лексику;
  • Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
  • Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
  • Объяснять действия персонажей;
  • Делить произведения на части, озаглавливать их ( под руководством учителя);
  • Сравнивать героев разных произведений;
  • Ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • В процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • Создавать рассказ по циклу картинок;
  • Рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
  • Выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Читать по ролям художественное произведение;
  • Сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
  • Придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
  • Создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
  • Участвовать в инсценировании литературных произведений.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • Выделять рифмы в тексте стихотворения;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
  • Находить сравнение в тексте произведения;
  • Определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
  • Выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
  • Определять ритм стихотворения путем прохлопывания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

  • Выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
  • Самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив;
  • Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
  • Самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещенном в учебнике, в сносках к тексту;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Сравнивать произведения и героев;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
  • Находить объяснение незнакомых слов в словаре;
  • Находить нужные книги в библиотеке.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • Работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера;
  • Задавать вопросы по тексту произведения;
  • Сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
  • Аргументировать собственную позицию;
  • Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

1)         Ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

2)         Оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

3)         Осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4)         Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5)         Использование критериальной системы оценивания;

6)         Оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

7)         Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-бальной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») рассматривается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается ка «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т.п.

Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы ( тестирования) в устной и письменной форме.

В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.

Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частные затруднения и обобщить данные для корректировки двльнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы; отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями; навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы; навыки взаимной самооценки и т.п.). Каждый критерий оценивается в 1 балл.