Рабочая программа Изобразительное искусство (2 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

3. Основная образовательная программа основного   общего образования (ООП ООО) муниципального образовательного учреждения МОУ «Начальная школа - детский сад №115» г. Ярославля (Утверждена приказом директора школы № 74 от 01.09.2015)

4. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МОУ «Начальная школа-детский сад №115» г. Ярославля;

5. Примерная программа начального образования по технологии;

6. Авторская программа по изобразительному искусству Сокольниковой Н.М., 2011 г., издательство «Астрель»;

7. Приказ №345 от 28.12.2018 Министерства просвещения Российской Федерации

« О федеральном перечне учебников».

8. «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 гг.»;

9. Положение     о системе оценивания образовательных достижений обучающихся в МОУ «Начальная школа-детский сад №115»;

10. Положение о рабочей программе педагога в МОУ «Начальная школа-детский сад №115».

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

п/п

Название пособия Класс

Издательство,

год издания

Авторы
1. Учебник «Изобразительное искусство»    2         Астрель, 2018

Н.М.Сокольникова,

С.П.Ломов

2.         
3. Книга для учителя «Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М.Сокольниковой, С.П.Ломова».    2   Астрель, 2014

Н.М.Сокольникова

С.П.Ломов

4 Авторская программа «Изобразительное искусство» Н.М.Сокольниковой (Издательство «Астрель» 2011 год 2 (Издательство «Астрель» 2011 год  
5

Примерная программа начального образования по изобразительному искусству

     

            На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 34 часа в год.            

                 В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

Целями изучения изобразительного искусства в начальной школе являются:

1. Приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;

2.Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

3.Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

4.Формирование способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Для достижения поставленных целей изучения изобразительного искусства во 2 классе решаются следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
  • сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно- прикладного искусства;
  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка       графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • развить у школьников способность выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру;
  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • обучить способам изображения животных, растений, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости ил в объеме;
  • развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

         Программа направлена на развитие у ребенка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными формами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий.

Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

               Обучение изобразительному искусству – целенаправленный процесс формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, потребности и способности творить «по законам красоты». Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием.

              На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства духовно-нравственные ценности, обучающиеся совершенствуются в моральном плане и подготавливаются к решению жизненных проблем. Следовательно, содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», а также изучение курса «Мир деятельности» реализуют программу духовно-нравственного развития ООП НОО МОУ СОШ № 5. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

                 Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трех направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объемные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объемно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).

Содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» реализуется средствами курса «Первые шаги в мире информатики», проводимого за счет внеурочной деятельности.

Содержание программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется за счет проведения физкульминуток, а также изучения курса «Мир деятельности».

     Основные задачи обучения изобразительному искусству во 2 классе:

  • освоение живописных приемов (по-сырому, лессировки, раздельный мазок и др.);
  • продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);
  • освоение приемов лепки рельефов (плоский, углубленный, выступающий, плоский рельеф с прорезями);
  • продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения); проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и черной краски;
  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удаленных объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
  • продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетерки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);
  • освоение некоторых декоративных приемов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);
  • продолжение знакомства с приемами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);
  • продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
  • продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;
  • продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

     Программа для 2 класса структурирована в виде четырех больших разделов: «Мир изобразительного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир народного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Разделы завершаются тренингами «Твои творческие достижения» и проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, ярмарка, викторина, выставка работ и рисунков, маскарад и пр.).

Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству.

К концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
  • осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
  • эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
  • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
  • положительной мотивации к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
  • интереса к посещению художественных музеев, выставок;
  • представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и черным;
  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
  • учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы ( акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  • изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удаленных объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
  • Выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • Понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
  • Выполнять тематические и декоративные композиции в определенном колорите;
  • Подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • Понимать цель выполняемых действий;
  • Понимать важность планирования работы;
  • Выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
  • Осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
  • Адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • Осмысленно выбирать материал, прием или технику работы;
  • Анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • Решать творческую задачу, используя известные средства.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
  • Объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • Различать и соотносить замысел и результат работы;
  • Включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • Различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • Сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • Характеризовать персонажей произведения искусства;
  • Группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
  • Конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • Сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
  • Уметь слышать, точно реагировать на реплики;
  • Учитывать мнения других в совместной работе;
  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • Задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

1)         Ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

2)         Оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

3)         Осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4)         Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5)         Использование критериальной системы оценивания;

6)         Оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

7)         Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-бальной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») рассматривается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается ка «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

При текущем контроле проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.

     Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе изобразительного искусства, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».

       Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН помогает использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт воспитания эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре, а так же за счёт использования ТДМ (см. ООП с.13-16).

       Система контроля разработана в соответствии с «Положением о системе оценивания и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».  

         Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета на основе четвертных отметок и отметки за внутренний мониторинг по итогам учебного года.

Материально- техническое обеспечение программы.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
  • Портреты русских и зарубежных художников;
  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
  • Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
  • Открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов, животных и птиц, насекомых;
  • Стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги, детских работ, книг, таблиц;
  • Складные мольберты с планшетами;
  • Демонстрационные столики;
  • Разнообразные материалы и атрибуты для художественного творчества.

Электронно- программное обеспечение:

•           Электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;

•           Записи классической и народной музыки;

•           Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);

Технические средства обучения:

•           Мультимедийный проектор, DVD-плееры, МР3-плееры;

•           Компьютер с художественным программным обеспечением;

•           Музыкальный центр;

•           Демонстрационный экран;

•           Демонстрационная доска для работы маркерами;

•           Цифровой фотоаппарат;

  • Сканер, ксерокс и цветной принтер.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ:

Название разделов Название тем по учебнику Количество часов
Мир изобразительного искусства (14 часов) Путешествие в мир искусства 1
Живопись. В мастерской художника-живописца. 6
Графика. В мастерской художника-графика. 4
Скульптура. В мастерской художника-скульптора. 3

Мир декоративного искусства

(8 часов)

Декоративное искусство. Декор вокруг нас. 8
Мир народного искусства (7 часов) Народное искусство. 7

Мир дизайна и архитектуры

(5 часов)

Форма и цвет в дизайне и архитектуре. 5
ИТОГО:   34 часа