Рабочая программа Обучение грамоте (1 класс)

Пояснительная записка

     Рабочая программа по курсу «Русский язык» и «Литературное чтение» (вводный интегрированный этап «Обучение грамоте и развитие речи») составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373) с последующими дополнениями и изменениями.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных       учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 22.05 2019 №8).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников»).
  • Основная образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом № 74 от 01.09.15).
  • Учебный план. Утвержден 30.08.2019 г. Приказ № 149.
  • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программе учителя» (утверждён 30.08.2019г. приказ № 149).
  • Локальный акт образовательного учреждения «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».
  • Приказ директора «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год» № 129 от 30.08.2019 года.
  • Примерная программа начального образования по русскому языку и литературному чтению (курс «Литературное чтение» по «Букварю» и «Русский язык» по «Прописям»);
  • Авторские программы по русскому языку Илюхиной В.А. («Прописи») и литературному чтению Андриановой Т.М. («Букварь»), 2016 г., издательство «Астрель»;

        

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Петровой И.А.

На изучение данного курса отводится 9 часов в неделю (5 часов на «Русский язык» по «Прописям» и 4 часа на «Литературное чтение» по «Букварю»), что при 23 учебных неделях составляет 207 часов в год.

В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

                  Резерв времени,       предусмотренный    в авторских программах Т.М.Андриановой (4 часа) и В.А.Илюхиной (8 часов), отведен на отработку навыков и текущую проверку знаний в течение учебного года, предусмотренных требованиями ФГОС.

           Начальный курс русского языка и литературного чтения представлен как совокупность понятий правил и сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Ведением в язык является первый интегрированный этап общего курса – «Обучение грамоте и развитие речи». Особенность этапа в том, что в этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет.

Главные цели вводного этапа «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:

  • помочь учащимся овладеть механизмом чтения;
  • обеспечить речевое развитие детей;
  • дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребёнку возможность постепенного осознания языка как средство общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.

Поставленные цели определены с учётом психических и физиологических особенностей детей 6-7-летнего возраста и реализуются на доступном для учащихся уровне при решении следующих задач:

  • Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
    • Обогащение и активизация словарного запаса детей.
    • Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
    • Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
    • Формирование графического навыка.
  • Формирование универсальных учебных действий.

             Продолжительность (23 учебных недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.

            Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

         После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

               При отборе содержания курса «Обучение грамоте и развитие речи» учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы: (научности, доступности, наглядности и т.д.), но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)».

                 Каждая из двух больших тем в букваре завершается разворотом проектной деятельности. Эти развороты помогут учителю организовать внеурочную деятельность   учеников по темам, близким к учебным. Работа над проектами способствует расширению кругозора учащихся, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески. Проект – это специально организованная деятельность учащихся (индивидуальная или коллективная), результаты которой могут быть представлены в виде рисунков, спектаклей, стихотворений, поделок, макетов и т.д. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер.

       В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

       Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе курса «Русский язык» и «Литературное чтение», в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».

       Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН помогает использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт содержания предмета и использовании ТДМ (см. ООП с.13-16).

       Система контроля разработана в соответствии с «Положением о системе оценивания и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку

к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • понимание важности нового социального статуса «ученик»;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
  • понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
  • осознание языка как основного средства общения людей.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
  • осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
  • познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
  • осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;
  • понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
  • интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
  • различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
  • использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых согласных;
  • узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
  • различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
  • производить слого-ударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
  • применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
  • запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом 15-20 слов);
  • выполнять основные гигиенические требования при письме.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
  • составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений);
  • различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
  • различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
  • находить родственные слова в группе предложенных слов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;
  • оценивать правильность выполнения задания;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Обучающиеся могут научиться:

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).