Рабочая программа Музыка (1 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г.     №373) с последующими дополнениями и изменениями.

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 22.05 2019 №8).

3. Примерная программа начального образования по музыке.

4. Авторская программа по музыке Баклановой Т.И., 2011 г., издательство «Астрель».

5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию   образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников»).

6. Основная образовательная программа основного   общего образования (ООП ООО) муниципального образовательного учреждения МОУ «Начальная школа - детский сад №115» г. Ярославля (утверждена приказом № 74 от 01.09.15).

7. Учебный план. Утвержден 02.09.2019 г. Приказ № 129.

8. Локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программе учителя» (утверждён 30.08.2019г. приказ № 149).

9. Локальный акт образовательного учреждения «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».

10. Приказ директора «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год» № 129 от 02.09. 2019 года.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Петровой И.А.

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 33 учебных неделях составляет 33 часа в год.

В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

Цели обучения

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующей цели:

-        формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

-        формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки, шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.;

-        формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, певческих умений и навыков, первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с традиционными детскими и народными музыкальными инструментами,предусмотрено применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов;

-        формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности, неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной деятельности, в интересеребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим, музыкально-инструментальным, музыкально-танцевальным, музыкально-драматическим и др.) импровизациям, к разработке музыкально-творческих проектов;

-        формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основмузыкально-теоретических и музыкально-историческихзнаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощьюразличных источников и каналов (книг, музыкальныхзаписей, видеофильмов, музыкальных музеев, СМИ,мультимедиа, Интернета и т.д.);

-        формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессевыполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (например, развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии,развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием методов музыкальной терапии).

  

       В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

     Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе музыки, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся».

       Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН помогает использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт содержания предмета и использовании ТДМ (см. ООП с.13-16).

       Система контроля разработана в соответствии с «Положением о системе оценивания и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» МОУ начальной школы-детского сада №115.

Планируемые результаты освоения программы по музыке

к концу 1класса

Личностные

У учащихся будет сформировано:

-положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

-мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

-осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

-внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

-эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.

Предметные

Учащиеся научатся:

-основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

-узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

-рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

-связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

-владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

-владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

-различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

-выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

-узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

-использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

-исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

-выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

-воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

-выполнять упражнения арт-терапии;

-выполнять творческие музыкально-композиционные задания;

-пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

-вносить коррективы в свою работу;

-адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

-оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать цель выполняемых действий;

-адекватно оценивать правильность выполнения задания;

-анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

-решать творческую задачу, используя известные средства;

-использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

-включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

-участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

Познавательные

Учащиеся научатся:

-«читать» условные знаки, данные в учебнике;

-находить нужную информацию в словарях учебника;

-различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;

-сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

-читать нотные знаки;

-сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;

-характеризовать персонажей музыкальных произведений;

-группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

-отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

-выслушивать друг друга, работая в паре;

-участвовать в коллективном обсуждении;

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

-выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;

-высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;

-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания.

             В первом классе используются три вида оценивания – текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки но сопровождающееся словесной оценкой.

           Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель текущего оценивания – анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках музыки. Это дает возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

             Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.

           Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

         Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

     Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

       При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

Система контроля основана в соответствии с « Положением о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся»МОУ начальной школы-детского сада №115.

Формой промежуточной аттестации является интегрированный зачет.