Рабочая программа Литературное чтение (1 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373) с последующими дополнениями и изменениями.
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных       учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 22.05 2019 №8).
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников»).
  1. Примерная программа по литературному чтению.
  2. Авторская программа по литературному чтению Кац Э.Э., 2011 г., издательство «Астрель».
  3. Учебный план. Утвержден 02.09. 2019 г. Приказ № 129.
  4. «Положение о рабочей программе учителя» (утверждён 30.08.2019г. приказ № 149)
  5. «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».
  6. Приказ директора «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год» № 129 от 02.09. 2019 года.
  1. Основная образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом № 74 от 01.09.15)  

Учебник: Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс издательство «Астрель» 2014 г.

Форма промежуточной аттестации: комплексная работа.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Петровой И.А.

На изучение данного предмета отводится 4 часа в неделю, что при 33 учебных неделях составляет 132 часа в год (92 часа по «Букварю» и 40 часов по учебнику «Литературное чтение»).

                       Занятия первоклассников литературным чтением по учебнику «Литературное чтение» Кац Э.Э. начинаются после завершения работы по «Букварю» Т.М.Андриановой.

            Авторская программа Э.Э.Кац рассчитана на 40 или на 48 часов, в зависимости от сроков окончания букварного периода в каждом конкретном классе.

         Данная рабочая программа составлена для курса «Литературное чтение» в 1 классе на 40 часов.

         В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе и рассчитано на 40 часов.

            Программа ориентирована на достижение целей, определенных   в Стандарте начального общего образования:

*          овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

*          развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

*          воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

            В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

  • Формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  • Развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, составлять и описывать различные объекты и процессы;
  • Формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • Формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • Развитие воображения, творческих способностей;
  • Формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • Обогащение представлений об окружающем мире.
  • Формирование универсальных учебных действий.

 

           Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

            Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

            Необходимо расшифровать для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

            Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

            В первом классе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребенка, ритм создает определенную инерцию речевого «движения», «ведет за собою» Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

            Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи. Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

            Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения.         Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

       Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания ООП НОО МОУ «Начальная школа – детский сад №115» реализуется за счет текстов произведений нравственно-этической направленности, используемых для чтения и анализа на уроках, а также за счет изучения надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

                       Содержание программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ООП НОО МОУ «Начальная школа – детский сад №115» реализуется за счет физкультминуток, а также за счет изучения надпредметного курса «Мир деятельности», проводимого во внеурочной деятельности.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО МОУ «Начальная школа – детский сад №115» реализуется на уроках, а также средствами курса «Информатика в играх и задачах и ИКТ», проводимого за счет внеурочной деятельности.

   В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98 № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания.

     В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по литературному чтению должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

     В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно-оценочной основе.

     При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

     Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения литературного чтения предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

       Портфолио ученика:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

- предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

     Преимущество рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем:

- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД;

- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

     Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

       Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

     В первом классе используются три вида оценивания – текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.

     Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель текущего оценивания – анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках литературного чтения. Это дает возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

     Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.

     Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать. Что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.

     Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

Система контроля основана на « Положении о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся».

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.

Личностные

У учащихся будет сформировано:

  • Положительное отношение к урокам литературного чтения;
  • Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Внимания к красоте окружающего мира; к красоте природы своей Родины;
  • Осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи;
  • Внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;
  • Эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

Предметные

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • Воспринимать на слух художественное произведение;
  • Сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
  • Читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • Выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять силу голоса;
  • Объяснять смысл названия произведения;
  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • Выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Сочинять рассказы по рисункам;
  • Сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Выделять рифмы в тексте стихотворения;
  • Чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
  • Различать сказки, стихотворения, рассказы.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • Организовывать свое рабочее место;
  • Устанавливать и соблюдать очередность действий, работая в паре;
  • Осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов;
  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Понимать цель выполняемых действий;
  • Оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника;
  • В сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе работы.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, репродукций картин;
  • Выделять непонятные слова и находить их значение в толковом словаре учебника (под руководством учителя);
  • Сравнивать литературные произведения по жанру, героев разных произведений характеру, поступкам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • Выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
  • Знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
  • Группировать литературные произведения по жанрам;
  • Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • Отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • Объяснять смысл названия произведения;
  • Высказывать свое эмоционально-ценностное отношение к героям произведений, к их поступкам;
  • Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание;
  • Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).