Рабочая программа Изобразительное искусство (1 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г.     №373) с последующими дополнениями и изменениями.
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных       учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 22.05 2019 №8).
  3. Примерная программа начального образования по изобразительному искусству.
  4. Авторская программа по изобразительному искусству Сокольниковой Н.М., 2011 г., издательство «Астрель».
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию   образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников»).
  6. Основная образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом № 74 от 01.09.15).
  7. Учебный план. Утвержден 02.09.2019 г. Приказ № 129.
  8. Локальный акт образовательного учреждения «Положение о рабочей программе учителя» (утверждён 30.08.2019г. приказ № 149).
  9. Локальный акт образовательного учреждения «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО».
  10. Приказ директора «Об утверждении календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год» № 129 от 02.09. 2019 года.

Учебник: Н.М.Сокольникова, С.П.Ломов «Изобразительное искусство» 1 класс издательство «Астрель» 2016 г.

Форма промежуточной аттестации: проект.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Петровой И.А.

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 33 учебных неделях составляет 33 часов в год.

В данной рабочей программе тематическое планирование (по содержанию и количеству часов) полностью соответствует авторской программе.

               Обучение изобразительному искусству – целенаправленный процесс формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, потребности и способности творить «по законам красоты». Этот процесс неразрывно связан с эстетическим воспитанием.

               Содержание программы соответствует следующим целям:

- приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;

-освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

              Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- ознакомить уч-ся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

- сформировать у детей:

  • первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну,
  • эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношение к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  • практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;

- обучить детей:

  • теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  • основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • основам дизайна (элементам проектирования и конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объеме;
  • основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм,

       гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

- развить у школьников:

  • способность выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру,
  • творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления,

             изобразительные способности;

  • эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

           В программе выделены четыре структурные линии:

- Мир изобразительного искусства

- Мир народного искусства

- Мир декоративного искусства

- Мир архитектуры и дизайна,

которые реализуются через конкретные, взаимосвязанные темы блоков уроков.

Основные задачи обучения изобразительному искусству в 1 классе:

- изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов,

- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.),

- ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель),

- освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.),

- формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами,

- умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов,

- освоение способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объектов),

- ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Семеново, Загорск),

- освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий),

- обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна,

- обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.

       В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

       Основное содержание программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе изобразительного искусства, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся». 

       Рациональной организации учебного процесса с учётом требований СанПиН помогает использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного (см. ООП с.26-32).

       Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счёт различных форм организации учебной деятельности на уроке (парная работа, работа в группах), за счёт воспитания эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре, а так же за счёт использования ТДМ (см. ООП с.13-16).

       В соответствии с письмом МО РФ № 408/13 -13 от 20.04.01г. «Рекомендации по организации обучения 1-классников в адаптационный период» спланировано проведение уроков в адаптационный период в количестве 8 часов.

       Система контроля разработана в соответствии с «Положением о системе оценивания и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к урокам изобразительного искусства;
  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • познавательной мотивации к изобразительному искус­ству;
  • осознания своей принадлежности народу, чувства ува­жения к народным художественным традициям России;
  • внимательного отношения к красоте окружающего ми­ра, к произведениям искусства;
  • эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • называть расположение цветов радуги;
  • различать, называть цветовой круг (12 цветов), основ­ные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
  • составлять дополнительные цвета из основных цветов;
  • работать с цветом, линией, пятном, формой при созда­нии графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, гра­фитный карандаш);
  • элементарно передавать глубину пространства на плос­кости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
  • выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
  • определять (узнавать) произведения традиционных на­родных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • организовывать свое рабочее место (под руководством учителя);
  • выполнять работу по заданной инструкции;
  • использовать изученные приёмы работы красками;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, ис­пользуя способ сличения своей работы с заданной в учеб­нике последовательностью;
  • вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий,
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать творческую задачу, используя известные сред­ства;
  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике;
    • находить нужную информацию в словарях учебника;
    • вести поиск при составлении коллекций картинок, от­крыток;
    • различать цвета и их оттенки,
    • соотносить объекты дизайна с определённой геометри­ческой формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий, используя справочные мате­риалы учебника;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
  • конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • комментировать последовательность действий;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изоб­ражаемому;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в сов­местной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания.

Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе. Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

   Формами проведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

     Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

     Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

       Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.